Текст 7

शोच्यानिमांस्त्वमधिकष्टदीनान्
विष्ट्या निगृह्णन्निरनुग्रहोऽसि ।
जनस्य गोप्तास्मि विकत्थमानो
न शोभसे वृद्धसभासु धृष्ट: ॥ ७ ॥
ш́очйа̄н има̄м̇с твам адхикашт̣а-дӣна̄н
вишт̣йа̄ нигр̣хн̣ан нирануграхо ’си
джанасйа гопта̄сми викаттхама̄но
на ш́обхасе вр̣ддха-сабха̄су дхр̣шт̣ах̣
ш́очйа̄н — достойных жалости; има̄н — этих; твам — ты; адхи — несчастных людей, страдающих от бедности; вишт̣йа̄ — силой; нигр̣хн̣ан — хватающий; нирануграхах̣ — тот, чье сердце безжалостно; джанасйа — народа; гопта̄ — я защитник (царь); викаттхама̄нах̣ — похваляющийся; на — выглядишь не лучшим образом; вр̣ддха — в обществе образованных людей; дхр̣шт̣ах̣ — бесстыдный.

Перевод:

Эти несчастные, которые не получают ни гроша за то, что несут твой паланкин, конечно же, страдают от такой несправедливости. Они достойны жалости — ведь ты силой заставил их служить тебе. Ты очень жестоко обходишься с подданными и в то же время, ослепленный гордыней, считаешь себя их защитником. Это просто смешно. Ты ведешь себя настолько глупо, что, окажись ты в обществе ученых людей, никто не выразил бы тебе почтения.

Комментарий:

Возгордившись своей властью, царь Рахугана решил, что может всячески помыкать подданными. Но на самом деле никто не давал ему права заставлять их бесплатно нести его паланкин. Он притеснял подданных и при этом мнил себя их защитником. Настоящий царь должен действовать как представитель Верховной Личности Бога. Поэтому царя называют нара-деватой, «богом среди людей». Но если царь думает, что ему, как главе государства, позволено использовать труд подданных ради собственного наслаждения, он заблуждается. Те, кто владеет знанием Вед, не одобряют такого поведения. Согласно Ведам, царь должен прислушиваться к советам ученых брахманов и великих мудрецов. Они дают царю наставления на основе дхарма-шастр, и его долг — следовать этим наставлениям. Брахманы и мудрецы осуждают правителя, который присваивает плоды труда подданных. Царь должен защищать подданных, заботиться о них, а не становиться тираном- эксплуататором.
В «Шримад-Бхагаватам» предсказывается, что в Кали-югу главами государств будут воры и грабители. Ра̄джанйаир ниргхр̣н̣аир дасйу-дхармабхих̣. Они будут отбирать у людей деньги и имущество либо силой, либо с их молчаливого согласия. И мы видим, что уже сейчас, по мере того как век Кали вступает в свои права, эти пророчества сбываются. Можно лишь представить, что будет с человечеством к концу Кали-юги. К тому времени в мире уже не останется разумных людей, способных постичь Бога и свои отношения с Ним. Иными словами, люди будут ничем не лучше животных. И тогда, чтобы очистить разложившееся человечество, Господь Кришна явится в этот мир в образе Калки-аватары и уничтожит всех безбожников. Только Вишну, Кришна, способен по- настоящему защитить религию.
Когда недостойные правители начинают открыто попирать законы религии, Господь нисходит в материальный мир и восстанавливает в нем порядок. Йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата. Конечно, Сам Кришна появляется в этом мире нечасто, но атеистам все равно не избежать наказания. Когда какой-нибудь царь или президент нарушает законы религии, его наказывает природа, насылая на его страну голод, войны или другие бедствия. Поэтому тот, кто не знает, какова высшая цель жизни, не должен становиться правителем. Истинный владыка всего сущего — Господь Вишну. Именно Он обеспечивает живые существа всем необходимым. Царь, отец и другие защитники и опекуны — всего лишь представители Господа Вишну, через которых Он повелевает живыми существами и обеспечивает их нужды. Поэтому обязанность главы государства — заботиться, чтобы все его подданные знали, в чем истинная цель жизни. На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи вишн̣ум. К сожалению, недалекие правители, так же как и простой народ, не знают, что цель жизни — постичь Господа Вишну и вернуться к Нему. Лишенные этого знания, люди пребывают в невежестве, и все общество сейчас состоит из обманщиков и обманутых.
Следующие материалы:

Текст 8

यदा क्षितावेव चराचरस्य
विदाम निष्ठां प्रभवं च नित्यम् ।
तन्नामतोऽन्यद् व्यवहारमूलं
निरूप्यतां सत् क्रिययानुमेयम् ॥ ८ ॥
йада̄ кшита̄в эва чара̄чарасйа
вида̄ма ништ̣ха̄м̇ прабхавам̇ ча нитйам
тан на̄мато ’нйад вйаваха̄ра-мӯлам̇
нирӯпйата̄м̇ сат-крийайа̄нумейам
йада̄ — поэтому; кшитау — в земле; эва — конечно; чара — различных тел, движущихся и неподвижных; вида̄ма — узна́ем; ништ̣ха̄м — уничтожение; прабхавам — появление; ча — и; нитйам — постоянно (в соответствии с законами природы); тат — та; на̄матах̣ — именем; анйат — по другому; вйаваха̄ра — причина материальной деятельности; нирӯпйата̄м — пусть будет определена; сат — реальным применением; анумейам — которая должна быть выведена.

Перевод:

Все мы, обитатели этой планеты, суть живые существа, пребывающие в разных телах. Одни из нас способны перемещаться, другие — нет, но в любом случае каждый появляется на свет, какое-то время существует, а затем его тело уничтожается и обращается в землю. Так что все живые организмы — это просто земля, принявшая разные формы. Все эти тела, наделенные разнообразными качествами и способностями, возникают в результате различных преобразований земли, а затем, разрушаясь, вновь смешиваются с ней. Поэтому можно сказать, что существуют не сами тела, а лишь их названия. Иными словами, все мы — прах и в прах возвратимся. Любой, кто хорошо подумает, придет к такому же выводу.

Комментарий:

В «Брахма-сутре» (2.1.14) сказано: тад-ананйатвам а̄рамбхан̣а-ш́абда̄дибхйах̣. Сотворенный мир — это сочетание материи и духа, а причиной его возникновения является Верховный Брахман, Верховная Личность Бога. В «Шримад-Бхагаватам» (1.5.20) об этом сказано так: идам̇ хи виш́вам̇ бхагава̄н иветарах̣. Вся вселенная создается из энергии Верховной Личности Бога, но, поскольку живые существа находятся под влиянием иллюзии, они думают, что мироздание отлично от Самого Бога. На самом же деле оно не что иное, как результат преобразования различных энергий Бога (пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате), и потому неотлично от Него. Та же самая мысль выражена в известном ведическом афоризме: сарвам̇ кхалв идам̇ брахма — материя и дух неотличны от Верховного Брахмана, Бхагавана. Господь Шри Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (7.4): ме бхинна̄ пракр̣тир ашт̣адха̄. Материальная энергия принадлежит Кришне, но существует отдельно от Него. Духовная энергия тоже принадлежит Кришне, но не отделена от Него. Если энергию, условно называемую материальной, использовать для служения Высшему Духу, она превращается в духовную энергию, подобно тому как железный прут, помещенный в огонь, приобретает свойства огня.

Тот, кто в ходе философских поисков пришел к заключению, что Верховная Личность Бога — это причина всех причин, обладает совершенным знанием. Знание о различных проявлениях энергий Господа не является полным. Нужно постичь высшую причину этих проявлений. На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи вишн̣ум. Если человек не стремится постичь первопричину всего сущего, Вишну, его знание никогда не будет совершенным. Все, что существует в проявленном мире, есть порождение всемогущей энергии Верховной Личности Бога. Благоухание земли складывается из множества запахов, каждый из которых имеет свое назначение, но источником всех этих запахов является именно земля. Глиняный кувшин состоит из земли, и в нем можно какое-то время держать воду, но в конце концов кувшин вновь превратится в землю. Стало быть, кувшин неотличен от материала, из которого он создан, то есть от земли. Это просто одно из проявлений энергии Господа. Таким образом, Верховная Личность Бога — это первопричина, или исходный материал, из которого создается все сущее; именно Господь — источник всего многообразия форм и явлений. Об этом говорится в «Чхандогья-упанишад»: йатха̄ саумй экена мр̣т- пин̣д̣ена сарвам̇ мр̣нмайам̇ виджн̃а̄там̇ сйа̄д ва̄ча̄рамбха̄н̣ам̇ вика̄ро на̄мадхейам̇ мр̣ттикетй эва сатйам. Изучая землю, человек постигает и все, что из нее образуется. Подобно этому, Веды призывают нас постичь Кришну, причину всех причин, ибо, познав Его, мы сможем познать и все Его разнообразные проявления: йасмин виджн̃а̄те сарвам эвам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати. Постигнув первопричину любых проявлений, мы постигнем и сами эти проявления. Другими словами, тому, кто постиг Кришну, первопричину всего сущего, незачем отдельно изучать Его проявления. Поэтому в самом начале «Шримад-Бхагаватам» сказано: сатйам̇ парам̇ дхӣмахи. Нужно направить все свои помыслы на постижение Высшей Истины — Кришны, Ва̄судевы. Слово «Ва̄судева» указывает на Верховную Личность Бога, причину всех причин. Мат-стха̄ни сарва- бхӯта̄ни на ча̄хам̇ тешв авастхитах̣ (Б.-г., 9.4). Эта шлока вкратце объясняет, как соотносятся между собой проявленное и непроявленное. В основе проявленного мира лежит непроявленное бытие, и точно так же все сущее покоится на энергии Верховного Господа — просто мы из-за своего невежества не видим, что Господь присутствует во всем.

Текст 9

एवं निरुक्तं क्षितिशब्दवृत्त-
मसन्निधानात्परमाणवो ये ।
अविद्यया मनसा कल्पितास्ते
येषां समूहेन कृतो विशेष: ॥ ९ ॥
эвам̇ нируктам̇ кшити-ш́абда-вр̣ттам
асан нидха̄на̄т парама̄н̣аво йе
авидйайа̄ манаса̄ калпита̄с те
йеша̄м̇ самӯхена кр̣то виш́ешах̣
эвам — так; нируктам — неверно объясненного; кшити — слова «земля»; вр̣ттам — существование; асат — нереальное; нидха̄на̄т — вследствие распада; парама — атомы; йе — которые; авидйайа̄ — из за недостатка разума; манаса̄ — умом; калпита̄х̣ — воображаемые; те — они; йеша̄м — которых; самӯхена — объединением; кр̣тах̣ — создана; виш́ешах̣ — особенность.

Перевод:

Кто-то может сказать, что источником всего многообразия тел является сама планета Земля. Однако даже всю вселенную нельзя считать реально существующей, хоть и кажется, что она существует какое-то время. Вселенная возникла в результате соединения атомов, но сами атомы не вечны. Поэтому, хотя некоторые философы считают атом причиной возникновения вселенной, на самом деле это не так. Как можно думать, что весь этот мир со всем его многообразием возник только лишь благодаря соединению атомов?

Комментарий:

Приверженцы атомистической теории считают, что весь мир обязан своим существованием протонам и электронам, которые определенным образом сочетаются в атомах. Однако обнаружить источник самих протонов и электронов ученым не удается. Поэтому мы никак не можем согласиться с утверждением, что атом является причиной возникновения вселенной. Подобные теории — плод воображения недалеких людей, разумный же человек понимает, что истинной причиной возникновения вселенной является Верховный Господь. Джанма̄дй асйа йатах̣: Господь — первоисточник всего мироздания. В «Бхагавад-гите» (10.8) сказано: ахам̇ сарвасйа прабхаво маттах̣ сарвам̇ правартате. Кришна — это начало бытия. Сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам: Он — причина всех причин. Именно благодаря Кришне существуют атомы и вообще вся материальная энергия.
бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме
бхинна̄ пракр̣тир ашт̣адха̄
Б.-г., 7.4
Высшая, изначальная причина бытия — это Верховная Личность Бога, и только невежды пытаются найти какие-то другие причины, выдумывая всевозможные теории.