Текст 6

यर्हि वाव ह राजन् स राजपुत्र: प्रियव्रत: परमभागवतो नारदस्य चरणोपसेवयाञ्जसावगतपरमार्थसतत्त्वो ब्रह्मसत्रेण दीक्षिष्यमाण: अवनितलपरिपालनायाम्नातप्रवरगुणगणैकान्तभाजनतया स्वपित्रोपामन्त्रितो भगवति वासुदेव एवाव्यवधानसमाधियोगेन समावेशित-सकलकारकक्रियाकलापो नैवाभ्यनन्दद्यद्यपि तदप्रत्याम्नातव्यं तदधिकरण आत्मनोऽन्यस्माद सतोऽपि पराभवमन्वीक्षमाण: ॥ ६ ॥
йархи ва̄ва ха ра̄джан са ра̄джа-путрах̣ прийавратах̣ парама-бха̄гавато на̄радасйа чаран̣опасевайа̄н̃джаса̄вагата-парама̄ртха-сататтво брахма-сатрен̣а дӣкшишйама̄н̣о ’вани-тала-парипа̄лана̄йа̄мна̄та-правара-гун̣а-ган̣аика̄нта-бха̄джанатайа̄ сва-питропа̄мантрито бхагавати ва̄судева эва̄вйавадха̄на-сама̄дхи-йогена сама̄веш́ита-сакала-ка̄рака-крийа̄-кала̄по наива̄бхйанандад йадйапи тад апратйа̄мна̄тавйам̇ тад-адхикаран̣а а̄тмано ’нйасма̄д асато ’пи пара̄бхавам анвӣкшама̄н̣ах̣.
йархи — потому что; ва̄ва — поистине; ра̄джан — о царь; сах̣ — он; ра̄джа — царевич; прийавратах̣ — Прияврата; парама — величайший; бха̄гаватах̣ — преданный; на̄радасйа — Нарады; чаран̣а — лотосным стопам; упасевайа̄ — служением; ан̃джаса̄ — быстро; авагата — постигший; парама — трансцендентную науку; са — досконально; брахма — благодаря постоянным беседам о Всевышнем; дӣкшишйама̄н̣ах̣ — желающий полностью посвятить себя; авани — всей землей; парипа̄лана̄йа — для правления; а̄мна̄та — как указано в священных писаниях; правара — самых возвышенных; гун̣а — качеств; ган̣а — совокупностью; эка̄нта — без исключения; бха̄джанатайа̄ — обладанием; сва — своим отцом; упа̄мантритах̣ — тот, к которому была обращена просьба; бхагавати — в Верховной Личности Бога; ва̄судеве — во всепроникающем Господе; эва — несомненно; авйавадха̄на — непрерывной; сама̄дхи — практикой йоги с полным сосредоточением; сама̄веш́ита — полностью себя посвятивший; сакала — всех; ка̄рака — органов чувств; крийа̄ — вся деятельность; на — не; эва — таким образом; абхйанандат — приветствовал; йадйапи — хотя; тат — это; апратйа̄мна̄тавйам — то, что нельзя было отвергнуть ни под каким предлогом; тат — на этом посту; а̄тманах̣ — своих; анйасма̄т — из за других дел; асатах̣ — мирских; апи — несомненно; пара̄бхавам — деградацию; анвӣкшама̄н̣ах̣ — предвидящий.

Перевод:

О Махараджа Парикшит, царевич Прияврата был великим преданным, ибо, служа лотосным стопам духовного учителя, Нарады, он в совершенстве постиг трансцендентную науку. Познания его были глубоки, а речи — только о духовном, и ни о чем ином. Однажды отец сказал царевичу, что настало время принять бразды правления миром. Он убеждал его, что таков его долг, указанный в богооткровенных писаниях. Однако Прияврата, поглощенный практикой бхакти-йоги, постоянно думал о Верховной Личности Бога, и все его органы чувств были заняты служением Господу. Поэтому слова отца, которого он не мог ослушаться, не доставили ему никакой радости. Прияврата честно признался отцу в своих опасениях: он боялся, что, став правителем мира, сойдет с пути преданного служения.

Комментарий:

В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура говорится: чха̄д̣ийа̄ ваишн̣ава-сева̄ ниста̄ра па̄йечхе кеба̄ — «Тем, кто не служил лотосным стопам чистого вайшнава, духовного учителя, никогда не удавалось полностью освободиться от материального рабства». Царевич Прияврата ревностно служил лотосным стопам Нарады и благодаря этому постиг все трансцендентные истины (са-таттвах̣). Слово са-таттвах̣ указывает на то, что Прияврата обрел полное знание о вечной душе, о Верховной Личности Бога, об отношениях между душой и Богом, а также о материальном мире и об отношениях между душой и Богом в этом мире. Обретя это знание, царевич решил целиком посвятить себя служению Господу.
Когда отец Приявраты, Сваямбхува Ману, попросил его взойти на трон и править миром, Прияврата не обрадовался этой просьбе. Вот признак, по которому можно распознать великого преданного, освобожденную душу: даже если такой преданный занимается мирскими делами, он не стремится получить от этого какое-то удовольствие, ибо всегда поглощен служением Господу. Он служит Господу, а мирскими делами занимается лишь формально, без всякой привязанности. Например, он не питает сильной привязанности к своим детям, хотя и заботится о них, воспитывая так, чтобы они стали преданными. Не привязан он и к жене, хотя говорит ей ласковые слова. Служа Господу, преданный обретает Его качества. У Господа Кришны было шестнадцать тысяч прекраснейших жен, и с каждой Он вел себя как любящий муж, однако при этом не испытывал к ним ни влечения, ни привязанности. Так и преданный может обзавестись семьей и быть нежным супругом и отцом, но при этом оставаться непривязанным к семейной жизни.
В этом стихе сказано, что, служа лотосным стопам духовного учителя, царевич Прияврата очень быстро достиг вершин сознания Кришны. Это единственный путь к духовному совершенству. В Ведах говорится:
йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ш́анте маха̄тманах̣
«Тому, кто обладает непоколебимой верой в Верховного Господа и духовного учителя, открывается самая суть ведического знания» (Шветашватара-упанишад, 6.23). Преданный всегда, непрерывно думает о Господе. Когда он повторяет мантру Харе Кришна, стоит ему произнести «Кришна» или «Харе», как он сразу вспоминает деяния Господа. Вся жизнь преданного посвящена служению Господу, поэтому он ни на миг не забывает о Господе. Подобно тому как обыкновенный человек всегда думает о мирских делах, преданный всегда сосредоточен на духовной деятельности. Это называется брахма-сатра, что значит «непрерывные размышления о Верховном Господе», и царевич Прияврата под руководством Шри Нарады в совершенстве овладел искусством такой медитации.
Следующие материалы:

Текст 7

अथ ह भगवानादिदेव एतस्य गुणविसर्गस्य परिबृंहणानुध्यानव्यवसित सकलजगदभिप्राय
आत्मयोनिरखिलनिगमनिजगणपरिवेष्टित: स्वभवनादवततार ॥ ७ ॥
атха ха бхагава̄н а̄ди-дева этасйа гун̣а-висаргасйа парибр̣м̇хан̣а̄нудхйа̄на-вйавасита-сакала-джагад-абхипра̄йа а̄тма-йонир акхила-нигама-ниджа-ган̣а-паривешт̣итах̣ сва-бхавана̄д аватата̄ра.
атха — и тогда; ха — поистине; бхагава̄н — самый могущественный; а̄ди — первый полубог; этасйа — этой вселенной; гун̣а — сотворенной тремя гунами материальной природы; парибр̣м̇хан̣а — о благополучии; анудхйа̄на — всегда думающий; вйавасита — тот, кого знают; сакала — всей; джагат — вселенной; абхипра̄йах̣ — ради высшей цели; а̄тма — Высшая Душа; йоних̣ — источник происхождения которого; акхила — всеми; нигама — Ведами; ниджа — своими приближенными; паривешт̣итах̣ — окруженный; сва — из собственной обители; аватата̄ра — нисшел.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами продолжал: Первое сотворенное существо, Господь Брахма, — это самый могущественный полубог во вселенной, вершащий всеми ее делами. Он появился на свет от Самого Бога, Верховной Личности, и с тех пор, зная, для чего создана вселенная, неустанно заботится о благе всех ее обитателей. И вот однажды великий Брахма покинул высшую планетную систему, в которой находится его обитель, и в сопровождении олицетворенных Вед и других приближенных прибыл туда, где предавался медитации царевич Прияврата.

Комментарий:

Источником всего сущего является Господь Вишну, Высшая Душа (а̄тма). Об этом сказано в «Веданта-сутре»: джанма̄дй асйа йатах̣. И поскольку Брахма родился от Самого Господа Вишну, его называют а̄тма-йони. Кроме того, он назван здесь бхагаваном, хотя обычно слово бхагава̄н употребляется по отношению ко Всевышнему (Господу Вишну или Кришне). Великих преданных Господа, таких, как Господь Брахма, Нарада или Господь Шива, иногда тоже называют словом бхагаван, ибо они воплощают в жизнь замысел Верховной Личности Бога. Господа Брахму величают бхагаваном за то, что он осуществляет вторичное творение вселенной. Он всегда думает о том, как спасти обусловленные души, которые пришли в этот мир ради материальных наслаждений. Именно с этой целью Брахма распространяет по всей вселенной ведическое знание. Веды состоят из двух разделов: правритти-марга и нивритти-марга. Нивритти-маргом называют путь отречения от чувственных удовольствий, а правритти-марг — это путь, который позволяет людям наслаждаться жизнью и в то же время направляет их деятельность таким образом, чтобы они в конце концов вернулись домой, к Богу.
Править вселенной — дело очень трудное и ответственное, поэтому каждую эпоху Брахме приходится буквально принуждать различных Ману брать на себя эти обязанности. Каждому Ману подчиняются многочисленные цари, которые тоже осуществляют замысел Господа Брахмы. Как уже говорилось, Прияврата с юных лет посвятил себя аскезе, и потому вселенной стал править его младший брат, царь Уттанапада — отец Махараджи Дхрувы. Все последующие правители вселенной вплоть до Прачетов были потомками Махараджи Уттанапады. Однако у Прачетов не оказалось достойного преемника, поэтому Сваямбхуве Ману пришлось отправиться за своим старшим сыном, Приявратой, который медитировал на горе Гандхамадана. Сваямбхува попросил Прияврату стать правителем вселенной, но тот не согласился, и тогда, чтобы уговорить Прияврату выполнить волю отца, с высшей планеты вселенной, Сатьялоки, спустился сам Господь Брахма. Он прибыл не один: с ним были великие мудрецы, в частности Маричи, Атрея и Васиштха. Кроме того, Брахму сопровождали его неизменные спутники — олицетворенные Веды, присутствие которых должно было убедить Прияврату последовать ведическим предписаниям и взять на себя роль правителя вселенной.
В этом стихе следует обратить внимание на слово сва-бхавана̄т, указывающее на то, что Господь Брахма спустился из собственной обители. У каждого полубога есть своя обитель. Так, существует обитель Индры (царя полубогов), обитель Чандры (владыки Луны), обитель Сурьи (полубога, управляющего Солнцем) и т. д. В нашей вселенной миллионы полубогов, и каждый из них живет на своей планете или звезде. Подтверждением этому служат слова «Бхагавад-гиты»: йа̄нти дева-врата̄ дева̄н — «Те, кто поклоняется полубогам, попадают на планеты, где живут эти полубоги». Обитель Господа Брахмы — высшую планетную систему вселенной — называют Сатьялокой, а иногда Брахмалокой. Чаще всего Брахмалокой называют духовный мир, а обитель Господа Брахмы — Сатьялокой, но иногда по имени Господа Брахмы ее тоже называют Брахмалокой.

Текст 8

स तत्र तत्र गगनतल उडुपतिरिव विमानावलिभिरनुपथममरपरिवृढैरभिपूज्यमान: पथि पथि च वरूथश: सिद्धगन्धर्वसाध्यचारणमुनिगणैरुपगीयमानो गन्धमादनद्रोणीमवभासयन्नुपससर्प ॥ ८ ॥
са татра татра гагана-тала уд̣у-патир ива вима̄на̄валибхир анупатхам амара-паривр̣д̣хаир абхипӯджйама̄нах̣ патхи патхи ча варӯтхаш́ах̣ сиддха-гандхарва-са̄дхйа-ча̄ран̣а-муни-ган̣аир упагӣйама̄но гандха-ма̄дана-дрон̣ӣм авабха̄сайанн упасасарпа.
сах̣ — он (Господь Брахма); татра — здесь и там; гагана — под небесным сводом; уд̣у — луна; ива — как; вима̄на — своими воздушными кораблями; анупатхам — по пути; амара — полубогов; паривр̣д̣хаих̣ — предводителями; абхипӯджйама̄нах̣ — чествуемый; патхи — один за другим на протяжении всего пути; ча — а также; варӯтхаш́ах̣ — группами; сиддха — жителями Сиддхалоки; гандхарва — жителями Гандхарвалоки; са̄дхйа — жителями Садхьялоки; ча̄ран̣а — жителями Чараналоки; муни — и великими мудрецами; упагӣйама̄нах̣ — приветствуемый; гандха — планеты, на которой находится гора Гандхамадана; дрон̣ӣм — к границам; авабха̄сайан — сияющий; упасасарпа — он приблизился.

Перевод:

Пока Господь Брахма спускался на своем исполинском лебеде, все жители Сиддхалоки, Гандхарвалоки, Садхьялоки и Чараналоки, а также великие мудрецы и полубоги, паря в небе на воздушных кораблях, приветствовали Господа Брахму и выражали ему почтение. Принимая почести от жителей разных планет, Господь Брахма был подобен полной луне в окружении сияющих звезд. Наконец огромный лебедь Господа Брахмы приблизился к горе Гандхамадана, на которой медитировал царевич Прияврата.

Комментарий:

Из этого описания можно понять, что для полубогов межпланетные путешествия не являются чем-то необычным. Здесь также упоминается планета, значительная часть которой покрыта огромными горами. Одна из этих гор называется Гандхамадана, и в тот момент, когда туда прибыл Господь Брахма, на ней находилось трое великих преданных: Прияврата, Нарада и Сваямбхува Ману. Согласно «Брахма-самхите», в каждой вселенной множество планетных систем и у каждой из них свои уникальные особенности. Например, у тех, кто живет на Сиддхалоке, очень развиты мистические способности. Жители Сиддхалоки могут перелетать с одной планеты на другую без помощи ракет или других летательных аппаратов. На Гандхарвалоке живут виртуозные музыканты, а на Садхьялоке — великие святые. Система межпланетного сообщения, безусловно, существует, и обитатели разных планет могут летать друг к другу. Но на Земле еще не изобрели корабль, на котором можно было бы путешествовать с планеты на планету; пока мы лишь предприняли неудачную попытку долететь до Луны.