Текст 42-43

तं द‍ृष्ट्वोपवनाभ्याश आयान्तं तरसा रथात् । अवरुह्य नृपस्तूर्णमासाद्य प्रेमविह्वल: ॥ ४२ ॥ परिरेभेऽङ्गजं दोर्भ्यां दीर्घोत्कण्ठमना: श्वसन् । विष्वक्सेनाङ्‌घ्रिसंस्पर्शहताशेषाघबन्धनम् ॥ ४३ ॥
там̇ др̣шт̣вопавана̄бхйа̄ш́а
а̄йа̄нтам̇ тараса̄ ратха̄т
аварухйа нр̣пас тӯрн̣ам
а̄са̄дйа према-вихвалах̣

париребхе ’н̇гаджам̇ дорбхйа̄м̇
дӣргхоткан̣т̣ха-мана̄х̣ ш́васан
вишваксена̄н̇гхри-сам̇спарш́а
хата̄ш́еша̄гха-бандханам
там — его (Дхруву Махараджу); др̣шт̣ва̄ — увидев; упавана — рощи; абхйа̄ш́е — вблизи; а̄йа̄нтам — возвратившегося; тараса̄ — поспешно; ратха̄т — с колесницы; аварухйа — сошел; нр̣пах̣ — царь; тӯрн̣ам — поспешно; а̄са̄дйа — приблизившись; према — любовью; вихвалах̣ — охваченный; париребхе — обнял; ан̇га — своего сына; дорбхйа̄м — руками; дӣргха — долгое время; уткан̣т̣ха — обеспокоенный; мана̄х̣ — царь, чей ум; ш́васан — тяжело дыша; вишваксена — Господа; ан̇гхри — лотосных стоп; сам̇спарш́а — прикосновением; хата — были уничтожены; аш́еша — всякой; агха — материальной скверны; бандханам — оковы.

Перевод:

Приблизившись к опушке близлежащего леса, царь Уттанапада увидел Дхруву Махараджу. Спрыгнув с колесницы, царь бросился к сыну, встречи с которым так долго ждал. Тяжело дыша от переполнявшей его любви и нежности к своему пропавшему сыну, он обеими руками прижал его к груди. Однако Дхрува Махараджа был уже не тот, что прежде. Прикосновение к лотосным стопам Верховной Личности Бога освятило его и очистило от всей скверны.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 44

अथाजिघ्रन्मुहुर्मूर्ध्नि शीतैर्नयनवारिभि: । स्‍नापयामास तनयं जातोद्दाममनोरथ: ॥ ४४ ॥
атха̄джигхран мухур мӯрдхни
ш́ӣтаир найана-ва̄рибхих̣
сна̄пайа̄м а̄са танайам̇
джа̄тодда̄ма-маноратхах̣
атха — затем; а̄джигхран — нюхая; мухух̣ — вновь и вновь; мӯрдхни — на голове; ш́ӣтаих̣ — холодной; найана — глаз; ва̄рибхих̣ — водой; сна̄пайа̄м — омывал; танайам — сына; джа̄та — исполнив; удда̄ма — великое; манах̣ — желание.

Перевод:

Царь Уттанапада, так долго ждавший этой встречи, снова и снова вдыхал аромат волос сына и орошал его холодными слезами, потоками лившимися у него из глаз.

Комментарий:

Слезы могут быть вызваны двумя причинами. Слезы радости, текущие из глаз человека, когда исполняется его заветное желание, очень холодны и приятны, а слезы горя, текущие из глаз человека, когда его постигает несчастье, всегда очень горячие.

Текст 45

अभिवन्द्य पितु: पादावाशीर्भिश्चाभिमन्त्रित: । ननाम मातरौ शीर्ष्णा सत्कृत: सज्जनाग्रणी: ॥ ४५ ॥
абхивандйа питух̣ па̄да̄в
а̄ш́ӣрбхиш́ ча̄бхимантритах̣
нана̄ма ма̄тарау ш́ӣршн̣а̄
сат-кр̣тах̣ садж-джана̄гран̣ӣх̣
абхивандйа — выражая почтение; питух̣ — своего отца; па̄дау — стопы; а̄ш́ӣрбхих̣ — благословения; ча — и; абхимантритах̣ — когда ему дали; нана̄ма — поклонился; ма̄тарау — своим двум матерям; ш́ӣршн̣а̄ — головой; сат — принятый с почетом; сат — из благородных; агран̣ӣх̣ — благороднейший.

Перевод:

Дхрува Махараджа, благороднейший из благородных, прежде всего припал к ногам отца. Ответив на его многочисленные вопросы, царевич поклонился в ноги обеим матерям.

Комментарий:

Может возникнуть вопрос, почему Дхрува Махараджа выразил почтение не только родной матери, но и мачехе, чье оскорбление заставило его уйти из дома. Дело в том, что, встретившись лицом к лицу с Верховной Личностью Бога и достигнув совершенства самоосознания, Дхрува Махараджа полностью очистился от скверны материальных желаний. Преданный одинаково равнодушен к почету и оскорблениям в материальном мире. По словам Господа Чайтаньи, чтобы заниматься преданным служением, нужно стать смиреннее травинки и терпеливее дерева. Поэтому в данном стихе Дхрува Махараджа назван садж-джана̄гран̣ӣх̣, благороднейшим из благородных. Чистый преданный отличается исключительным благородством и ни к кому не питает вражды. Деление окружающих на друзей и врагов присуще только людям материального мира. В духовном мире, мире абсолютной реальности, ничего подобного не существует.