Текст 50

पद्‌भ्यां नखमणिश्रेण्या विलसद्‌भ्यां समर्चताम् ।
हृत्पद्मकर्णिकाधिष्ण्यमाक्रम्यात्मन्यवस्थितम् ॥ ५० ॥
падбхйа̄м̇ накха-ман̣и-ш́рен̣йа̄
виласадбхйа̄м̇ самарчата̄м
хр̣т-падма-карн̣ика̄-дхишн̣йам
а̄крамйа̄тманй авастхитам
падбхйа̄м — Его лотосными стопами; накха — сиянием, исходящим от подобных драгоценным камням ногтей на ногах; виласадбхйа̄м — сияющие лотосные стопы; самарчата̄м — те, кто поклоняется им; хр̣т — в чашечке лотоса сердца; дхишн̣йам — находящийся; а̄крамйа — схватив; а̄тмани — в сердце; авастхитам — находящийся.

Перевод:

Истинные йоги медитируют на трансцендентный образ Господа. Они видят Господа стоящим на лотосе их сердца, и от ногтей на Его лотосных стопах, которые подобны драгоценным камням, исходит яркое сияние.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 51

स्मयमानमभिध्यायेत्सानुरागावलोकनम् ।
नियतेनैकभूतेन मनसा वरदर्षभम् ॥ ५१ ॥
смайама̄нам абхидхйа̄йет
са̄нура̄га̄валоканам
нийатенаика-бхӯтена
манаса̄ варадаршабхам
смайама̄нам — улыбка Господа; абхидхйа̄йет — следует медитировать на Него; са — на того, кто смотрит на преданных с большой любовью; нийатена — таким образом, регулярно; эка — с огромным вниманием; манаса̄ — умом; вара — следует медитировать на самого великого из всех дарующих благословения.

Перевод:

Лицо Господа всегда озарено улыбкой, Он милостиво взирает на Своего преданного, а преданный должен постоянно созерцать этот образ Господа. Так, погрузившись в медитацию, он должен смотреть на Верховную Личность Бога, дарующую все благословения.

Комментарий:

Особого внимания в этом стихе заслуживает слово нийатена. Оно подчеркивает, что человек должен заниматься медитацией так, как описано выше. Вместо того чтобы изобретать собственные методы медитации на Верховную Личность Бога, нужно следовать наставлениям авторитетных шастр и сведущих людей. Метод медитации, предписываемый шастрами, подразумевает сосредоточение ума на Господе, так что в конце концов медитирующий входит в транс, постоянно созерцая образ Господа. В этом стихе также употреблено слово эка-бхӯтена, что значит «с неотрывным вниманием, полностью сосредоточившись». Тому, кто сосредоточивает свое внимание на описаниях облика Господа, не грозит падение.

Текст 52

एवं भगवतो रूपं सुभद्रं ध्यायतो मन: ।
निर्वृत्या परया तूर्णं सम्पन्नं न निवर्तते ॥ ५२ ॥
эвам̇ бхагавато рӯпам̇
субхадрам̇ дхйа̄йато манах̣
нирвр̣тйа̄ парайа̄ тӯрн̣ам̇
сампаннам̇ на нивартате
эвам — так; бхагаватах̣ — Верховной Личности Бога; рӯпам — форму; су — благословенную; дхйа̄йатах̣ — созерцающий; манах̣ — ум; нирвр̣тйа̄ — избавившись от всей материальной скверны; парайа̄ — трансцендентный; тӯрн̣ам — очень скоро; сампаннам — обогащенный; на — никогда не; нивартате — упадет.

Перевод:

Тот, кто медитирует таким образом, сосредоточивая свой ум на благословенном образе Господа, быстро очищается от всей материальной скверны, и его медитация на Господа становится непрерывной.

Комментарий:

Постоянная медитация, о которой говорится в данном стихе, называется самадхи, или трансом. Как сказано здесь, медитация на форму Господа становится непрерывной, если человек постоянно поглощен трансцендентным любовным служением Господу. Арчана-марга, или путь преданного служения, заключающийся в поклонении Божеству в храме в соответствии с правилами «Панчаратры», — это метод, позволяющий преданному постоянно думать о Господе; такое служение Божеству и есть самадхи, транс. Тот, кто идет этим путем, ни на мгновение не отрывается от служения Господу и благодаря этому достигает цели человеческой жизни.