Текст 57
Оригинал:
तस्मा अप्यनुभावेन स्वेनैवावाप्तराधसे ।
धर्म एव मतिं दत्त्वा त्रिदशास्ते दिवं ययु: ॥ ५७ ॥
Транскрипция:
тасма̄ апй анубха̄вена
свенаива̄ва̄пта-ра̄дхасе
дхарма эва матим̇ даттва̄
тридаш́а̄с те дивам̇ йайух̣
Синонимы:
тасмаи — ему (Дакше); апи — даже; анубха̄вена — поклонением Верховному Господу; свена — своим; эва — конечно; ава̄пта — достигнув совершенства; дхарме — в религии; эва — конечно; матим — разум; даттва̄ — дав; тридаш́а̄х̣ — полубоги; те — те; дивам — на райские планеты; йайух̣ — отправились.
Перевод:
Так, поклоняясь Верховному Господу Вишну и принося Ему жертвы, Дакша утвердился на пути религии. Более того, все полубоги, собравшиеся на жертвоприношение, перед тем как разойтись, благословили его, пожелав ему увеличить запас своих благочестивых заслуг.
Комментарий:
Несмотря на то что Дакша был очень благочестив и строго следовал религиозным принципам, он ожидал, что полубоги благословят его. Так, в мире и согласии, завершилось это жертвоприношение.
Следующие материалы:
Текст 58
Оригинал:
एवं दाक्षायणी हित्वा सती पूर्वकलेवरम् ।
जज्ञे हिमवत: क्षेत्रे मेनायामिति शुश्रुम ॥ ५८ ॥
Транскрипция:
эвам̇ да̄кша̄йан̣ӣ хитва̄
сатӣ пӯрва-калеварам
джаджн̃е химаватах̣ кшетре
мена̄йа̄м ити ш́уш́рума
Синонимы:
эвам — так; да̄кша̄йан̣ӣ — дочь Дакши; хитва̄ — оставив; сатӣ — Сати; пӯрва — свое прежнее тело; джаджн̃е — была рождена; химаватах̣ — Гималаев; кшетре — у жены; мена̄йа̄м — у Мены; ити — так; ш́уш́рума — я слышал.
Перевод:
Майтрея сказал: Я слышал, что Дакшаяни (дочь Дакши), оставив тело, которое она получила от Дакши, родилась в царстве Гималаев. Она стала дочерью Мены. Я слышал это из достоверных источников.
Комментарий:
Мена, или Менака, как ее иногда называют, — это жена царя Гималаев.
Текст 59
Оригинал:
तमेव दयितं भूय आवृङ्क्ते पतिमम्बिका ।
अनन्यभावैकगतिं शक्ति: सुप्तेव पूरुषम् ॥ ५९ ॥
Транскрипция:
там эва дайитам̇ бхӯйа
а̄вр̣н̇кте патим амбика̄
ананйа-бха̄ваика-гатим̇
ш́актих̣ суптева пӯрушам
Синонимы:
там — его (Господа Шиву); эва — конечно; дайитам — любимого; бхӯйах̣ — вновь; а̄вр̣н̇кте — приняла; патим — своим мужем; амбика̄ — Амбика, или Сати; ананйа — не имея привязанности ни к кому другому; эка — одна цель; ш́актих̣ — женские (пограничная и внешняя) энергии; супта̄ — спящие; ива — как; пӯрушам — мужчину (Господа Шиву, как представителя Верховного Господа).
Перевод:
Амбика [богиня Дурга], которую прежде звали Дакшаяни [Сати], вновь стала женой Господа Шивы, подобно тому как различные энергии Верховной Личности Бога действуют на новом этапе творения.
Комментарий:
Согласно одной из ведических мантр (пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате), Верховная Личность Бога обладает различными энергиями. Шакти — это женское начало, а Господь — пуруша, мужчина. Обязанность шакти, женского начала — служить под руководством верховного пуруши. В «Бхагавад- гите» утверждается, что все живые существа относятся к пограничной энергии Верховного Господа, поэтому все живые существа должны служить Верховной Личности. Дурга олицетворяет собой как внешнюю, так и пограничную энергию, а Господь Шива — представитель Верховной Личности в материальном мире. Отношения, связывающие Господа Шиву и Амбику, или Дургу, вечны. Сати не могла выйти замуж ни за кого другого, кроме Господа Шивы. То, как Господь Шива вновь женился на Дурге, воплотившейся в образе Химавати, дочери Гималаев, и как был рожден Карттикея, — это отдельная история.