Текст 21

पूष्णो ह्यपातयद्दन्तान् कालिङ्गस्य यथा बल: ।
शप्यमाने गरिमणि योऽहसद्दर्शयन्दत: ॥ २१ ॥
пӯшн̣о хй апа̄тайад данта̄н
ка̄лин̇гасйа йатха̄ балах̣
ш́апйама̄не гариман̣и
йо ’хасад дарш́айан датах̣
пӯшн̣ах̣ — Пуши; хи — потому что; апа̄тайат — обнажал; данта̄н — зубы; ка̄лин̇гасйа — царя Калинги; йатха̄ — как; балах̣ — Баладева; ш́апйама̄не — в то время как его проклинали; гариман̣и — Господь Шива; йах̣ — кто (Пуша); ахасат — улыбался; дарш́айан — показывая; датах̣ — свои зубы.

Перевод:

Подобно Баладеве, который во время игры в кости на свадьбе Анируддхи выбил зубы Дантавакре, царю Калинги, Вирабхадра выбил зубы Дакше, который показал их, проклиная Господа Шиву, и Пуше, который, оскалив зубы, одобрительно улыбался.

Комментарий:

Здесь упомянута свадьба Анируддхи, внука Господа Кришны, который похитил дочь Дантавакры, но был пленен. Когда его собирались наказать за попытку похищения, из Двараки прибыло целое войско во главе с Баларамой и между кшатриями завязалось сражение. Такие сражения были в порядке вещей, особенно во время свадебных церемоний, когда каждый жених старался доказать свое превосходство над другими. Воинственный дух кшатриев не мог не приводить к сражениям, во время которых они часто погибали или получали ранения. Однако после таких сражений враждующие стороны обычно приходили к соглашению и заключали мир. Примерно то же произошло и во время ягьи Дакши. Как мы видим, Дакша, Бхригу Муни и полубоги Бхага и Пуша были наказаны воинами Господа Шивы, но в конце концов все завершилось благополучно. Хотя противники и были настроены очень воинственно, в сущности, они не испытывали друг к другу враждебных чувств. Все они были очень сильны и могущественны и хотели продемонстрировать свои мистические способности и силу известных им ведических мантр, поэтому они затеяли это сражение, в котором полностью проявили свою доблесть.
Следующие материалы:

Текст 22

आक्रम्योरसि दक्षस्य शितधारेण हेतिना ।
छिन्दन्नपि तदुद्धर्तुं नाशक्नोत् त्र्यम्बकस्तदा ॥ २२ ॥
а̄крамйораси дакшасйа
ш́ита-дха̄рен̣а хетина̄
чхинданн апи тад уддхартум̇
на̄ш́акнот трйамбакас тада̄
а̄крамйа — сев; ураси — на грудь; дакшасйа — Дакши; ш́ита — имеющим острый клинок; хетина̄ — оружием; чхиндан — отрезая; апи — хотя; тат — ту (голову); уддхартум — отделить; на — не смог; три — Вирабхадра (кто имеет три глаза); тада̄ — после этого.

Перевод:

Затем исполин Вирабхадра сел на грудь Дакши и попытался отрезать ему голову своим острым мечом, но у него ничего не получилось.

Комментарий:

[]

Текст 23

शस्त्रैरस्त्रान्वितैरेवमनिर्भिन्नत्वचं हर: ।
विस्मयं परमापन्नो दध्यौ पशुपतिश्चिरम् ॥ २३ ॥
ш́астраир астра̄нвитаир эвам
анирбхинна-твачам̇ харах̣
висмайам̇ парам а̄панно
дадхйау паш́упатиш́ чирам
ш́астраих̣ — оружием; астра — гимнами (мантрами); анирбхинна — не была порезана; твачам — кожа; харах̣ — Вирабхадра; висмайам — недоумением; парам — величайшим; а̄паннах̣ — был охвачен; дадхйау — думал; паш́упатих̣ — Вирабхадра; чирам — долго.

Перевод:

Он пытался отрезать голову Дакше с помощью оружия и с помощью заклинаний, но не смог даже поцарапать кожу на его голове, что привело его в крайнее недоумение.

Комментарий:

[]