Текст 14

तन्मे प्रसीदेदममर्त्य वाञ्छितं
कर्तुं भवान्कारुणिको बतार्हति ।
त्वयात्मनोऽर्धेऽहमदभ्रचक्षुषा
निरूपिता मानुगृहाण याचित: ॥ १४ ॥
тан ме прасӣдедам амартйа ва̄н̃чхитам̇
картум̇ бхава̄н ка̄рун̣ико бата̄рхати
твайа̄тмано ’рдхе ’хам адабхра-чакшуша̄
нирӯпита̄ ма̄нугр̣ха̄н̣а йа̄читах̣
тат — поэтому; ме — мне; прасӣда — будь добр; идам — это; амартйа — о вечный господь; ва̄н̃чхитам — желание; картум — сделать; бхава̄н — Твоя милость; ка̄рун̣иках̣ — добрый; бата — о господин; архати — способен; твайа̄ — тобой; а̄тманах̣ — твоего тела; ардхе — в половине; ахам — я; адабхра — наделенный полным знанием; нирӯпита̄ — нахожусь; ма̄ — мне; анугр̣ха̄н̣а — пожалуйста, окажи любезность; йа̄читах̣ — требуемое.

Перевод:

О бессмертный Шива, смилуйся надо мной и исполни мое желание. Выйдя за тебя замуж, я стала половиной твоего тела, поэтому, пожалуйста, снизойди ко мне и выполни мою просьбу.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 15

ऋषिरुवाच
एवं गिरित्र: प्रिययाभिभाषित:
प्रत्यभ्यधत्त प्रहसन् सुहृत्प्रिय: ।
संस्मारितो मर्मभिद: कुवागिषून्
यानाह को विश्वसृजां समक्षत: ॥ १५ ॥
р̣шир ува̄ча
эвам̇ гиритрах̣ прийайа̄бхибха̄шитах̣
пратйабхйадхатта прахасан сухр̣т-прийах̣
сам̇сма̄рито марма-бхидах̣ кува̄г-ишӯн
йа̄н а̄ха ко виш́ва-ср̣джа̄м̇ самакшатах̣
р̣ших̣ — великий мудрец Майтрея сказал; эвам — так; гиритрах̣ — Господь Шива; прийайа̄ — его любимая жена; абхибха̄шитах̣ — кому говорила; пратйабхйадхатта — отвечал; прахасан — улыбаясь; сухр̣т — дорогой для родственников; сам̇сма̄ритах̣ — помнящий; марма — ранящие сердце; кува̄к — злые слова; йа̄н — которые (слова); а̄ха — сказал; ках̣ — кто (Дакша); виш́ва — творцов вселенной; самакшатах̣ — в присутствии.

Перевод:

Великий мудрец Майтрея сказал: Выслушав просьбу своей любимой жены, Господь Шива, защитник горы Кайласы, ответил ей с улыбкой, хотя ему сразу же вспомнились язвительные слова, сказанные Дакшей в присутствии хранителей порядка во вселенной.

Комментарий:

Когда Господь Шива услышал от своей жены о Дакше, его первой психологической реакцией было то, что он вспомнил резкие слова Дакши, сказанные о нем в присутствии хранителей вселенной, и, хотя он улыбнулся, не желая огорчать свою жену, настроение его омрачилось. В «Бхагавад-гите» сказано, что материальное счастье и материальное горе не могут вывести освобожденного человека из равновесия. Поэтому закономерен вопрос: почему Господь Шива, освобожденная душа, так огорчился из-за слов Дакши? Ответ на этот вопрос дает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Он говорит, что Господь Шива является атмарамой, душой, полностью осознавшей себя, но, поскольку он повелевает материальной гуной невежества, тамо-гуной, он не совсем чужд материальных наслаждений и страданий. Разница между наслаждением и страданием в материальном мире и наслаждением и страданием в духовном мире заключается в том, что в духовном мире результат того и другого качественно абсолютен. Когда в абсолютном мире кого-либо постигает горе, то так называемая боль, которую он при этом испытывает, исполнена блаженства. К примеру, однажды, когда Господь Кришна был еще ребенком, Его мать, Яшода, наказала Его и Господь Кришна заплакал. Но, хотя из глаз Его текли слезы, их нельзя считать проявлением влияния гуны невежества, потому что вся сцена была пронизана трансцендентным блаженством. Во время Своих игр Кришна иногда как будто причинял боль гопи, но на самом деле их взаимоотношения приносили им трансцендентное наслаждение. В этом разница между материальным и духовным миром. Материальный мир — это искаженное отражение духовного мира, мира абсолютной чистоты. В духовном мире все имеет абсолютную природу, поэтому внешне различные духовные эмоции, наслаждения и муки не приносят его обитателям ничего, кроме вечного блаженства, тогда как в материальном мире, оскверненном гунами материальной природы, живые существа наслаждаются и страдают. И поскольку Господь Шива повелевает материальной гуной невежества, слова Дакши причинили ему боль, несмотря на то, что он является осознавшей себя душой.

Текст 16

श्रीभगवानुवाच
त्वयोदितं शोभनमेव शोभने
अनाहुता अप्यभियन्ति बन्धुषु ।
ते यद्यनुत्पादितदोषद‍ृष्टयो
बलीयसानात्म्यमदेन मन्युना ॥ १६ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
твайодитам̇ ш́обханам эва ш́обхане
ана̄хута̄ апй абхийанти бандхушу
те йадй анутпа̄дита-доша-др̣шт̣айо
балӣйаса̄на̄тмйа-мадена манйуна̄
ш́рӣ — великий владыка сказал; твайа̄ — тобой; удитам — сказанное; ш́обханам — верно; эва — конечно; ш́обхане — моя прекрасная жена; ана̄хута̄х̣ — без приглашения; апи — даже; абхийанти — идут; бандхушу — среди друзей; те — те (друзья); йади — если; анутпа̄дита — не ищут недостатков; балӣйаса̄ — более важный; ана̄тмйа — из за гордости, обусловленной отождествлением себя с телом; манйуна̄ — из за гнева.

Перевод:

Великий владыка ответил: Моя прекрасная жена, ты говоришь, что к другу можно прийти и без приглашения, и это действительно так, но при условии, что друг не отождествляет себя со своим телом. Иначе он обязательно найдет недостатки в своем госте и из-за этого рассердится на него.

Комментарий:

Господь Шива предвидел, что, как только Сати войдет в родительский дом, ее отец, Дакша, отождествлявший себя с телом и потому очень гордившийся собой, рассердится на то, что она пришла, и обрушит на ни в чем неповинную Сати свой беспощадный гнев. Господь Шива предупредил жену, что ее отец, который слишком гордится своим материальным положением, разгневается на нее и ей будет тяжело перенести отцовский гнев. Поэтому ей не стоит ходить туда. Господь Шива сам прошел через это: за ним не было никакой вины, и тем не менее Дакша обрушил на него потоки проклятий и брани.