Текст 47-48

प्रीतिप्रहसितापाङ्गमलकै रूपशोभितम् ।
लसत्पङ्कजकिञ्जल्कदुकूलं मृष्टकुण्डलम् ॥ ४७ ॥
स्फुरत्किरीटवलयहारनूपुरमेखलम् ।
शङ्खचक्रगदापद्ममालामण्युत्तमर्द्धिमत् ॥ ४८ ॥
прӣти-прахасита̄па̄н̇гам
алакаи рӯпа-ш́обхитам
ласат-пан̇каджа-кин̃джалка
дукӯлам̇ мр̣шт̣а-кун̣д̣алам

спхурат-кирӣт̣а-валайа
ха̄ра-нӯпура-мекхалам
ш́ан̇кха-чакра-гада̄-падма
ма̄ла̄-ман̣й-уттамарддхимат
прӣти — милостивый; прахасита — улыбающийся; апа̄н̇гам — взгляд искоса; алакаих̣ — с вьющимися волосами; рӯпа — красота; ш́обхитам — возросшая; ласат — сияющие; пан̇каджа — лотоса; кин̃джалка — шафрановая пыльца; дукӯлам — одеяния; мр̣шт̣а — сверкающие; кун̣д̣алам — серьги; спхурат — блестящий; кирӣт̣а — шлем; валайа — браслеты; ха̄ра — ожерелье; нӯпура — колокольчики на ногах; мекхалам — пояс; ш́ан̇кха — раковина; чакра — диск; гада̄ — палица; падма — лотос; ма̄ла̄ — гирлянда; ман̣и — драгоценные камни; уттама — самые лучшие; р̣ддхи — который от этого становится еще красивее.

Перевод:

Открытая и необыкновенно милостивая улыбка Господа, так же как Его взгляды, когда Он краем глаза смотрит на Своих преданных, делают Господа неповторимо прекрасным. У Него черные вьющиеся волосы, а Его одежды, развевающиеся на ветру, подобны шафрановой пыльце, летящей с цветов лотоса. Сверкающие серьги Господа, Его блестящий шлем, браслеты, гирлянда на Его шее, колокольчики на ногах, пояс, которым перехвачена Его талия, и другие украшения на Его теле в сочетании с раковиной, диском, палицей и лотосом только оттеняют красоту драгоценного камня Каустубха, который украшает Его грудь.

Комментарий:

Слово прахасита̄па̄н̇га, относящееся к улыбке Кришны и Его взглядам, чаще всего употребляется в описаниях Его взаимоотношений с гопи. Чтобы усилить в сердцах гопи чувства супружеской любви, Кришна беспрестанно шутит с ними. Раковину, палицу, диск и лотос Господь держит в Своих руках, и изображения этих предметов также украшают Его ладони. Тому, кто знаком с хиромантией, известно, что знаки раковины, палицы, цветка лотоса и диска можно увидеть только на ладонях великих личностей, и прежде всего они являются отличительными чертами Верховной Личности Бога.
Следующие материалы:

Текст 49

सिंहस्कन्धत्विषो बिभ्रत्सौभगग्रीवकौस्तुभम् ।
श्रियानपायिन्या क्षिप्तनिकषाश्मोरसोल्लसत् ॥ ४९ ॥
сим̇ха-скандха-твишо бибхрат
саубхага-грӣва-каустубхам
ш́рийа̄напа̄йинйа̄ кшипта
никаша̄ш́морасолласат
сим̇ха — лев; скандха — плечи; твишах̣ — завитки волос; бибхрат — нося; саубхага — счастливый; грӣва — шея; каустубхам — название драгоценного камня; ш́рийа̄ — красота; анапа̄йинйа̄ — никогда не убывающая; кшипта — превосходящая; никаша — камень, которым проверяют золото; аш́ма — камень; ураса̄ — с грудью; улласат — блестящий.

Перевод:

У Господа львиные плечи, украшенные гирляндами, ожерельями и эполетами, от которых исходит яркое сияние. Кроме того, Господь носит драгоценный камень Каустубха-мани, а Его темную грудь украшают полосы, которые называются Шриватса и являются символом богини процветания. Их блеск затмевает сияние золотых полос, которыми испещрен пробирный камень. Воистину, Его грудь красотой превосходит пробирный камень.

Комментарий:

Кольца волос на плечах у льва всегда выглядят необыкновенно красиво. Плечи Господа напоминают плечи льва, а благодаря надетым на Него гирляндам и украшениям, в том числе ожерелью из жемчуга Каустубха, Господь по красоте намного превосходит льва. Грудь Господа украшена полосами Шриватса, знаком богини процветания, поэтому грудь Господа своей красотой затмевает камень, на котором проверяют золото. Черный кремнистый камень, по которому проводят золотом, чтобы определить качество, всегда испещрен золотыми полосами, что делает его необыкновенно красивым, однако грудь Господа своей красотой превосходит даже пробирный камень.

Текст 50

पूररेचकसंविग्नवलिवल्गुदलोदरम् ।
प्रतिसङ्‌क्रामयद्विश्वं नाभ्यावर्तगभीरया ॥ ५० ॥
пӯра-речака-сам̇вигна
вали-валгу-далодарам
пратисан̇кра̄майад виш́вам̇
на̄бхйа̄варта-габхӣрайа̄
пӯра — вдох; речака — выдох; сам̇вигна — приведенный в движение; вали — складки на животе; валгу — красивые; дала — как лист баньяна; ударам — живот; пратисан̇кра̄майат — уходя кольцами вниз; виш́вам — вселенная; на̄бхйа̄ — пупок; а̄варта — закручиваясь; габхӣрайа̄ — глубиной.

Перевод:

Три складки кожи на животе Господа придают ему особое очарование. Живот Господа очертаниями напоминает округлый лист баньянового дерева, и, когда Господь делает выдох или вдох, складки на Его животе очень красиво движутся. Воронка пупка Господа уходит так глубоко внутрь, что кажется, будто вся вселенная выросла из Его пупка и теперь хочет вернуться обратно.

Комментарий:

Вселенная появляется из стебля лотоса, возникающего из пупка Господа. На вершине этого лотоса появляется Господь Брахма, который создает вселенную. Воронкообразный пупок Господа уходит так глубоко внутрь, что кажется, будто вселенная, покоренная красотой Господа, хочет снова вернуться в Его лоно. Пупок Господа и складки на Его животе придают Его телу неповторимую прелесть. Это детальное описание тела Господа прежде всего указывает на то, что Он является божественной Личностью. Имперсоналисты не могут восхищаться прекрасным телом Верховного Господа, которое описывает в своих молитвах Господь Шива. Хотя имперсоналисты поклоняются Господу Шиве, они не способны понять содержание его молитв, в которых он прославляет красоту тела Господа Вишну. Господа Вишну называют ш́ива- вирин̃чи-нутам (Бхаг., 11.5.33), ибо Ему всегда поклоняются Господь Брахма и Господь Шива.