Текст 19
Оригинал:
अर्चिर्नाम महाराज्ञी तत्पत्न्यनुगता वनम् ।
सुकुमार्यतदर्हा च यत्पद्भ्यां स्पर्शनं भुव: ॥ १९ ॥
सुकुमार्यतदर्हा च यत्पद्भ्यां स्पर्शनं भुव: ॥ १९ ॥
Транскрипция:
арчир на̄ма маха̄-ра̄джн̃ӣ
тат-патнй анугата̄ ванам
сукума̄рй атад-арха̄ ча
йат-падбхйа̄м̇ спарш́анам̇ бхувах̣
тат-патнй анугата̄ ванам
сукума̄рй атад-арха̄ ча
йат-падбхйа̄м̇ спарш́анам̇ бхувах̣
Синонимы:
арчих̣ — по имени Арчи; маха̄ — царица; тат — жена Махараджи Притху; анугата̄ — последовавшая за своим мужем; ванам — в лес; су — очень нежное тело; а — которая не заслуживала; ча — также; йат — прикосновением стоп которой; спарш́анам — касаясь; бхувах̣ — земли.
Перевод:
Царица, жена Махараджи Притху, которую звали Арчи, отправилась в лес вслед за мужем. Проведя всю свою жизнь в царских покоях, она была очень изнежена и не готова к жизни в лесу, но, несмотря на это, она добровольно коснулась своими лотосными стопами земли.
Комментарий:
Жене Притху Махараджи, царице и дочери царя, никогда не доводилось ходить по земле, потому что в те времена царицы, как правило, никогда не покидали дворца. И уж во всяком случае им никогда не приходилось бывать в лесу и сталкиваться с трудностями отшельнической жизни. Тем не менее в истории ведической цивилизации были сотни цариц, явивших пример подобного самоотречения и преданности своим мужьям. Когда Господь Рамачандра был сослан в лес, мать Сита, богиня процветания, последовала в ссылку за своим мужем и стала жить в лесу. Господь Рамачандра ушел в лес, исполняя волю Своего отца, Махараджи Дашаратхи, но на Ситу этот приказ не распространялся, и тем не менее она добровольно пошла за своим мужем и стала жить в лесу. Гандхари, жена царя Дхритараштры, тоже отправилась вслед за своим мужем в лес. Эти женщины, супруги таких великих царей, как Притху, Господь Рамачандра и Дхритараштра, явили миру образцы целомудрия. Своим примером эти царицы учили других тому, что значит быть целомудренной женой и оставаться верной своему мужу на всех этапах его жизненного пути. Когда муж правит царством, его жена сидит рядом с ним на царском троне, а когда он отправляется в лес, она следует за ним, несмотря на трудности, с которыми сопряжена жизнь в лесу. Вот почему в этом стихе сказано, что прежде Арчи не хотела касаться стопами земли (атад- арха̄), но, когда она отправилась вслед за своим мужем в лес, то была готова вынести любые лишения.
Следующие материалы: