Шримад-Бхагаватам 4.21.43
Оригинал:
तेषामहं पादसरोजरेणु-
मार्या वहेयाधिकिरीटमायु: ।
यं नित्यदा बिभ्रत आशु पापं
नश्यत्यमुं सर्वगुणा भजन्ति ॥ ४३ ॥
मार्या वहेयाधिकिरीटमायु: ।
यं नित्यदा बिभ्रत आशु पापं
नश्यत्यमुं सर्वगुणा भजन्ति ॥ ४३ ॥
Транскрипция:
теша̄м ахам̇ па̄да-сароджа-рен̣ум
а̄рйа̄ вахейа̄дхи-кирӣт̣ам а̄йух̣
йам̇ нитйада̄ бибхрата а̄ш́у па̄пам̇
наш́йатй амум̇ сарва-гун̣а̄ бхаджанти
а̄рйа̄ вахейа̄дхи-кирӣт̣ам а̄йух̣
йам̇ нитйада̄ бибхрата а̄ш́у па̄пам̇
наш́йатй амум̇ сарва-гун̣а̄ бхаджанти
Синонимы:
теша̄м — всех их; ахам — я; па̄да — стоп; сароджа — лотосных; рен̣ум — пыль; а̄рйа̄х̣ — о досточтимые; вахейа — буду носить; адхи — вплоть до; кирӣт̣ам — корону; а̄йух̣ — до конца жизни; йам — которую; нитйада̄ — всегда; бибхратах̣ — нося; а̄ш́у — очень скоро; па̄пам — греховная деятельность; наш́йати — уничтожается; амум — все те; сарва-гун̣а̄х̣ — обладающие всеми необходимыми качествами; бхаджанти — поклоняются.
Перевод:
О присутствующие здесь достопочтенные граждане, я прошу вас дать мне благословения, чтобы я всегда, до конца своих дней носил на короне пыль с лотосных стоп таких брахманов и вайшнавов. Тот, кто носит на голове эту пыль, очень быстро избавляется от всех последствий своих прошлых грехов и со временем развивает в себе самые лучшие качества.
Комментарий:
Говорится, что у того, кто обладает непоколебимой верой в Верховную Личность Бога, то есть непоколебимо верит в вайшнава, чистого преданного Верховного Господа, развиваются все лучшие качества полубогов. Йасйа̄сти бхактир бхагаватй акин̃чана̄ сарваир гун̣аис татра сама̄сате сура̄х̣ (Бхаг., 5.18.12). О том же самом говорит Прахлада Махараджа: наиша̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим (Бхаг., 7.5.32). Не посыпав голову пылью с лотосных стоп чистого вайшнава, невозможно постичь Верховную Личность Бога, а тому, кто не постиг Верховную Личность Бога, никогда не достичь совершенства. Человек, который на протяжении многих жизней совершал аскезы и в конце концов, постигнув Верховного Господа, безраздельно предался Ему, становится великой душой. Такие великие души встречаются очень редко. Если царь не носит на своей голове пыль с лотосных стоп брахманов и вайшнавов, то его корона — просто тяжелый груз. Иными словами, даже если царь так же великодушен, как Махараджа Притху, но при этом не выполняет указания брахманов и вайшнавов, то есть не следует принципам брахманической культуры, он — обуза для государства, ибо не способен принести своим подданным истинное благо. Махараджа Притху является лучшим примером идеального главы государства.
Следующие материалы:
Оригинал:
गुणायनं शीलधनं कृतज्ञं
वृद्धाश्रयं संवृणतेऽनु सम्पद: ।
प्रसीदतां ब्रह्मकुलं गवां च
जनार्दन: सानुचरश्च मह्यम् ॥ ४४ ॥
वृद्धाश्रयं संवृणतेऽनु सम्पद: ।
प्रसीदतां ब्रह्मकुलं गवां च
जनार्दन: सानुचरश्च मह्यम् ॥ ४४ ॥
Транскрипция:
гун̣а̄йанам̇ ш́ӣла-дханам̇ кр̣та-джн̃ам̇
вр̣ддха̄ш́райам̇ сам̇вр̣н̣ате ’ну сампадах̣
прасӣдата̄м̇ брахма-кулам̇ гава̄м̇ ча
джана̄рданах̣ са̄нучараш́ ча махйам
вр̣ддха̄ш́райам̇ сам̇вр̣н̣ате ’ну сампадах̣
прасӣдата̄м̇ брахма-кулам̇ гава̄м̇ ча
джана̄рданах̣ са̄нучараш́ ча махйам
Синонимы:
гун̣а-айанам — тот, кто приобрел все положительные качества; ш́ӣла-дханам — тот, чьим богатством является благонравие; кр̣та- джн̃ам — тот, кто испытывает чувство благодарности; вр̣ддха- а̄ш́райам — тот, кто ищет помощи образованных людей; сам̇вр̣н̣ате — обретает; ану — несомненно; сампадах̣ — все богатства; прасӣдата̄м — будьте довольны; брахма-кулам — сословие брахманов; гава̄м — коровы; ча — и; джана̄рданах̣ — Верховная Личность Бога; са — вместе; анучарах̣ — с Его преданным; ча — и; махйам — мной.
Перевод:
Любой, кто обладает брахманическими качествами, то есть тот, чье единственное богатство — безупречное поведение, кто наделен благодарным сердцем и ищет покровительства умудренных людей, становится обладателем всех богатств этого мира. Поэтому я хочу, чтобы Верховный Господь и Его близкие слуги были всегда довольны брахманами, коровами и мной.
Комментарий:
Верховной Личности Бога поклоняются, произнося молитву: намо брахман̣йа-дева̄йа го-бра̄хман̣а-хита̄йа ча. Из этой молитвы явствует, что Верховный Господь почитает и защищает брахманов, брахманическую культуру и коров; иначе говоря, там, где есть брахманы и брахманическая культура, люди держат коров и заботятся о них. В обществе, где нет брахманов и брахманической культуры, к коровам относятся как к обыкновенным животным и убивают их, ставя под угрозу само существование человеческой цивилизации. Особое внимание следует обратить на то, что Притху Махараджа употребляет в этом стихе слово гава̄м, поскольку Господь всегда находится в обществе коров и Своих преданных. На любом изображении Господа Кришну окружают коровы и Его неразлучные спутники: мальчики-пастушки и гопи. Кришна, Верховная Личность Бога, никогда не бывает один. Поэтому Притху Махараджа говорит са̄нучараш́ ча, указывая на то, что Верховная Личность Бога всегда находится в окружении Своих спутников и преданных.
Преданный обретает все хорошие качества полубогов; он — гун̣а̄йанам, средоточие всех замечательных качеств. Единственное богатство преданного — его безупречное поведение и благодарное сердце. Благодарность Верховному Господу за оказанную Им милость — одно из отличительных качеств брахманов и вайшнавов. На самом деле каждый человек должен чувствовать себя признательным Верховной Личности Бога, так как Господь поддерживает все живые существа, обеспечивая их всем необходимым. В Ведах (Катха-упанишад, 2.2.13) сказано: эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н — верховное живое существо удовлетворяет потребности всех остальных живых существ. Поэтому тот, кто испытывает чувство благодарности к Верховной Личности Бога, безусловно, обладает замечательными качествами.
Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово вр̣ддха̄ш́райам. Вр̣ддха значит «тот, кто обладает знанием». Есть два вида умудренных людей: те, кому много лет, и те, кто накопил много знаний. Настоящий вриддха (гьяна-вриддха) — это человек, обладающий глубокими познаниями; для того, чтобы стать вриддхой, недостаточно просто состариться. Вр̣ддха̄ш́райам — это тот, кто поручает себя заботам умудренного человека. Благодаря этому он может обрести все брахманические качества и научиться достойному поведению. Когда человек действительно развивает в себе хорошие качества, проникается благодарностью к Верховному Господу за Его милость и принимает руководство истинного духовного учителя, он становится обладателем всех достояний. Такой человек является брахманом или вайшнавом. Поэтому Притху Махараджа обращается к Верховному Господу и просит Его даровать Свою милость ближайшим слугам Господа, Его преданным, вайшнавам, брахманам и коровам.
Оригинал:
मैत्रेय उवाच
इति ब्रुवाणं नृपतिं पितृदेवद्विजातय: ।
तुष्टुवुर्हृष्टमनस: साधुवादेन साधव: ॥ ४५ ॥
इति ब्रुवाणं नृपतिं पितृदेवद्विजातय: ।
तुष्टुवुर्हृष्टमनस: साधुवादेन साधव: ॥ ४५ ॥
Транскрипция:
маитрейа ува̄ча
ити брува̄н̣ам̇ нр̣патим̇
питр̣-дева-двиджа̄тайах̣
тушт̣увур хр̣шт̣а-манасах̣
са̄дху-ва̄дена са̄дхавах̣
ити брува̄н̣ам̇ нр̣патим̇
питр̣-дева-двиджа̄тайах̣
тушт̣увур хр̣шт̣а-манасах̣
са̄дху-ва̄дена са̄дхавах̣
Синонимы:
маитрейах̣ ува̄ча — великий мудрец Майтрея продолжал свой рассказ; ити — так; брува̄н̣ам — во время речи; нр̣-патим — царь; питр̣ — обитатели Питрилоки; дева — полубоги; дви-джа̄тайах̣ — и дваждырожденные (брахманы и вайшнавы); тушт̣увух̣ — удовлетворенные; хр̣шт̣а-манасах̣ — чей ум совершенно спокоен; са̄дху- ва̄дена — выражая одобрение; са̄дхавах̣ — все присутствовавшие там святые личности.
Перевод:
Великий мудрец Майтрея сказал: Выслушав замечательную речь Махараджи Притху, все присутствовавшие при этом полубоги, жители Питрилоки, брахманы и святые приветствовали царя возгласами одобрения.
Комментарий:
Когда в каком-нибудь собрании человек произносит прекрасную речь, собравшиеся поздравляют его и выражают свое одобрение возгласами: «Садху! Садху!» Это называется са̄дху- ва̄да. Все святые мудрецы, питы (жители Питрилоки) и полубоги, которые присутствовали на том собрании и слушали Махараджу Притху, выразили ему свое одобрение словами са̄дху, са̄дху. Они высоко оценили великую миссию, которую взял на себя Притху Махараджа, и были полностью удовлетворены.