Текст 2

चन्दनागुरुतोयार्द्ररथ्याचत्वरमार्गवत् ।
पुष्पाक्षतफलैस्तोक्‍मैर्लाजैरर्चिर्भिरर्चितम् ॥ २ ॥
чандана̄гуру-тойа̄рдра
ратхйа̄-чатвара-ма̄ргават
пушпа̄кшата-пхалаис токмаир
ла̄джаир арчирбхир арчитам
чандана — сандалового дерева; агуру — вид ароматной травы; тойа — водой из; а̄рдра — обрызганы; ратхйа̄ — дорога, по которой проезжают колесницы; чатвара — небольшие парки; ма̄ргават — улочки; пушпа — цветами; акшата — цельными; пхалаих̣ — плодами; токмаих̣ — минералами; ла̄джаих̣ — размоченными в воде зернами; арчирбхих̣ — огнями; арчитам — украшены.

Перевод:

Улочки, дороги и скверы города были окроплены ароматной водой, настоянной на сандаловом дереве и траве агуру. Весь город был украшен цельными плодами, цветами, проросшими зернами, разнообразными минералами и светильниками.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 3

सवृन्दै: कदलीस्तम्भै: पूगपोतै: परिष्कृतम् ।
तरुपल्लवमालाभि: सर्वत: समलङ्‌कृतम् ॥ ३ ॥
савр̣ндаих̣ кадалӣ-стамбхаих̣
пӯга-потаих̣ паришкр̣там
тару-паллава-ма̄ла̄бхих̣
сарватах̣ самалан̇кр̣там
са — вместе с плодами и цветами; кадалӣ — колоннами из стволов банановых деревьев; пӯга — процессиями слонов и других животных; паришкр̣там — хорошо очищенные; тару — молодые растения; паллава — молодые листья манговых деревьев; ма̄ла̄бхих̣ — гирляндами; сарватах̣ — повсюду; самалан̇кр̣там — со вкусом украшенные.

Перевод:

Перекрестки улиц украшали гроздья фруктов и цветов, колонны из стволов банановых деревьев и ветви арековой пальмы. Все эти украшения делали город необыкновенно привлекательным.

Комментарий:

[]

Текст 4

प्रजास्तं दीपबलिभि: सम्भृताशेषमङ्गलै: ।
अभीयुर्मृष्टकन्याश्च मृष्टकुण्डलमण्डिता: ॥ ४ ॥
праджа̄с там̇ дӣпа-балибхих̣
самбхр̣та̄ш́еша-ман̇галаих̣
абхӣйур мр̣шт̣а-канйа̄ш́ ча
мр̣шт̣а-кун̣д̣ала-ман̣д̣ита̄х̣
праджа̄х̣ — подданные; там — к нему; дӣпа — со светильниками; самбхр̣та — в руках; аш́еша — бесчисленными; ман̇галаих̣ — ритуальными предметами, приносящими счастье; абхӣйух̣ — вышли, чтобы приветствовать; мр̣шт̣а — с прекрасным цветом кожи; канйа̄х̣ — и незамужние девушки; мр̣шт̣а — ударяющимися; кун̣д̣ала — серьгами; ман̣д̣ита̄х̣ — украшенные.

Перевод:

Все жители вышли к городским воротам навстречу царю, неся светильники, цветы, йогурт и ритуальные предметы, приносящие счастье. Царя также встречало множество очаровательных незамужних девушек, надевших по такому случаю всевозможные украшения, в том числе и серьги, которые позванивали, ударяясь друг о друга.

Комментарий:

В ведическом обществе почетного гостя — жениха, царя или духовного учителя — принято встречать такими дарами природы, как орехи бетеля, бананы, проросшие зерна пшеницы, необрушенный рис, йогурт и киноварь. Считается, что эти предметы приносят счастье, поэтому подданные Махараджи Притху, встречая своего царя, несли их в руках, а также украсили ими весь город. Когда гостя встречают незамужние девушки, целомудренные и чистые, в богатых одеждах и украшениях, это также считается хорошим знаком. Кумари, целомудренные девушки, которых не касался ни один мужчина, освящают общество. В наиболее консервативных индусских семьях незамужним девушкам даже сегодня не позволяют свободно ходить по улицам или общаться с юношами. До замужества такие девушки находятся под опекой родителей, после свадьбы о них заботятся молодые мужья, а в пожилом возрасте — взрослые дети. Когда женщины находятся под защитой, они становятся для мужчин источником животворящей энергии.