Текст 12

गृहीत्वा मृगशावाक्ष्या: पाणिं मर्कटलोचन: ।
प्रत्युत्थानाभिवादार्हे वाचाप्यकृत नोचितम् ॥ १२ ॥
гр̣хӣтва̄ мр̣га-ш́а̄ва̄кшйа̄х̣
па̄н̣им̇ маркат̣а-лочанах̣
пратйуттха̄на̄бхива̄да̄рхе
ва̄ча̄пй акр̣та ночитам
гр̣хӣтва̄ — взяв; мр̣га — как у олененка; акшйа̄х̣ — ее, которая имеет глаза; па̄н̣им — руку; маркат̣а — обезьяны; лочанах̣ — он, у которого глаза; пратйуттха̄на — вставания со своего места; абхива̄да — чести; архе — мне, который достоин; ва̄ча̄ — приятными словами; апи — даже; акр̣та — он не оказал; учитам — почтения.

Перевод:

Он, у кого глаза, как у обезьяны, женился на моей дочери с глазами лани, и тем не менее он не встал навстречу мне и не счел нужным поприветствовать меня вежливыми словами.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 13

लुप्तक्रियायाशुचये मानिने भिन्नसेतवे ।
अनिच्छन्नप्यदां बालां शूद्रायेवोशतीं गिरम् ॥ १३ ॥
лупта-крийа̄йа̄ш́учайе
ма̄нине бхинна-сетаве
аниччханн апй ада̄м̇ ба̄ла̄м̇
ш́ӯдра̄йевош́атӣм̇ гирам
лупта — не следующему правилам; аш́учайе — нечистому; ма̄нине — гордому; бхинна — нарушившему правила хорошего тона; аниччхан — не желавший; апи — хотя; ада̄м — отдал; ба̄ла̄м — мою дочь; ш́ӯдра̄йа — шудре; ива — как; уш́атӣм — содержание Вед.

Перевод:

У меня не было ни малейшего желания отдавать свою дочь этому невежде, который пренебрегает всеми правилами приличия. Он не отличается особой чистоплотностью, так как не следует никаким предписаниям, и тем не менее мне пришлось отдать свою дочь ему в жены. Я сделал это помимо собственной воли, как человек, который вынужден объяснять учение Вед шудре.

Комментарий:

Шудрам запрещено изучать Веды, так как из- за своей нечистоплотности шудры недостойны слушать ведические наставления. Человеку, не имеющему брахманических качеств, не положено читать ведические писания. Этот запрет сродни правилу, закрывающему доступ в юридический колледж тем, кто не имеет среднего образования. По мнению Дакши, Шива был нечистоплотен и потому недостоин руки его дочери Сати, которая получила хорошее воспитание и отличалась красотой и целомудрием. В этой связи здесь употреблено слово бхинна-сетаве, которое переводится как «тот, кто, не следуя предписаниям Вед, нарушает все правила поведения в обществе». Иначе говоря, по мнению Дакши, брак его дочери и Шивы сам по себе был нарушением принятых правил.

Текст 14-15

प्रेतावासेषु घोरेषु प्रेतैर्भूतगणैर्वृत: ।
अटत्युन्मत्तवन्नग्नो व्युप्तकेशो हसन् रुदन् ॥ १४ ॥
चिताभस्मकृतस्‍नान: प्रेतस्रङ्‌न्रस्थिभूषण: ।
शिवापदेशो ह्यशिवो मत्तो मत्तजनप्रिय: ।
पति: प्रमथनाथानां तमोमात्रात्मकात्मनाम् ॥ १५ ॥
прета̄ва̄сешу гхорешу
претаир бхӯта-ган̣аир вр̣тах̣
ат̣атй унматтаван нагно
вйупта-кеш́о хасан рудан

чита̄-бхасма-кр̣та-сна̄нах̣
прета-сран̇-нрастхи-бхӯшан̣ах̣
ш́ива̄падеш́о хй аш́иво
матто матта-джана-прийах̣
патих̣ праматха-на̄тха̄на̄м̇
тамо-ма̄тра̄тмака̄тмана̄м
прета — в местах, где сжигают трупы; гхорешу — ужасных; претаих̣ — претами; бхӯта — бхутами; вр̣тах̣ — сопровождаемый; ат̣ати — он бродит; унматта — как сумасшедший; нагнах̣ — нагой; вйупта — распустивший волосы; хасан — хохочущий; рудан — кричащий; чита̄ — погребального костра; бхасма — пеплом; кр̣та — совершающий омовение; прета — из черепов; срак — с гирляндой; нр̣ — украшенный костями умерших людей; ш́ива — кто является Шивой (приносящим счастье) только по имени; хи — так как; аш́ивах̣ — приносящий несчастье; маттах̣ — безумный; матта — очень дорог сумасшедшим; патих̣ — повелитель; праматха — повелителей племени праматхов; тамах̣ — тех, кто находится под влиянием гуны невежества.

Перевод:

Он обитает в таких нечистых местах, как крематории, и его повсюду сопровождают духи и демоны. Он всегда ходит нагим и, словно сумасшедший, то разражается смехом, то издает вопли. Он посыпает тело пеплом от сожженных трупов, моется лишь от случая к случаю и украшает свое тело гирляндами из черепов и костей. Поэтому он лишь по имени является Шивой, всеблагим, на самом же деле он — дикое и зловещее создание. Он — повелитель погрязших в невежестве безумцев, которые боготворят его.

Комментарий:

Те, кто не моется регулярно, как правило, связаны с духами, привидениями и сумасшедшими. На первый взгляд может показаться, что Господь Шива относится именно к этой категории, но на самом деле его имя, Шива, как нельзя более подходит ему, ибо он очень милостив к тем, кто пребывает во тьме невежества. К числу его подопечных относятся, например, нечистоплотные пьяницы, которые моются только от случая к случаю. Господь Шива настолько добр, что берет под свое покровительство таких существ и помогает им постепенно подняться на более высокий уровень развития и обрести духовное знание. Хотя это очень неблагодарный труд, Господь Шива берет его на себя, и потому Веды называют Шиву всеблагим. Благодаря общению с ним даже падшие души могут подняться на более высокую ступень развития. Иногда случается, что великие личности общаются с падшими людьми, но они делают это не для того, чтобы извлечь какую-либо выгоду для себя, а только для того, чтобы помочь этим людям. В мире, созданном Господом, обитает много разных видов живых существ. Одни находятся под влиянием гуны благости, другие — под влиянием гуны страсти, а третьи — под влиянием гуны невежества. Духовно развитым вайшнавам, людям, сознающим Кришну, покровительствует Господь Вишну, тем, кто очень привязан к материальной деятельности, покровительствует Господь Брахма, но Господь Шива так милостив, что берет под свое покровительство тех, кто погряз в невежестве и ведет себя хуже животных. Именно поэтому Господа Шиву называют всеблагим.