Текст 21

यक्षरक्षांसि भूतानि पिशाचा: पिशिताशना: ।
भूतेशवत्सा दुदुहु: कपाले क्षतजासवम् ॥ २१ ॥
йакша-ракша̄м̇си бхӯта̄ни
пиш́а̄ча̄х̣ пиш́ита̄ш́ана̄х̣
бхӯтеш́а-ватса̄ дудухух̣
капа̄ле кшатаджа̄савам
йакша — якши (потомки Куверы); ракша̄м̇си — ракшасы (мясоеды); бхӯта̄ни — призраки; пиш́а̄ча̄х̣ — ведьмы; пиш́ита — все, кто привык питаться плотью; бхӯтеш́а — воплощение Господа Шивы, Рудру; ватса̄х̣ — обратив в теленка; дудухух̣ — надоили; капа̄ле — в сосуд из черепов; кшата — из крови; а̄савам — хмельной напиток.

Перевод:

Затем якши, ракшасы, призраки и ведьмы, питающиеся плотью, обратили в теленка одно из воплощений Господа Шивы, Рудру [Бхутанатху], и выдоили из Земли различные напитки, сделанные из крови, заполнив ими сосуды в виде черепов.

Комментарий:

Среди человекоподобных существ встречаются такие, которые живут в грязи и не гнушаются самой омерзительной пищей. Их обычной едой является мясо, а излюбленным напитком — перебродившая кровь, названная в этом стихе кшатаджа̄савам. Во главе этих падших существ стоят якши, ракшасы, бхуты и пишачи. Все они пребывают в гуне невежества и находятся под властью Рудры. Рудра — это воплощение Господа Шивы, которое повелевает материальной гуной невежества. Господа Шиву иногда называют Бхутанатхой, что значит «повелитель призраков». Рудра появился на свет из межбровья Брахмы, когда тот разгневался на четырех Кумаров.
Следующие материалы:

Текст 22

तथाहयो दन्दशूका: सर्पा नागाश्च तक्षकम् ।
विधाय वत्सं दुदुहुर्बिलपात्रे विषं पय: ॥ २२ ॥
татха̄хайо дандаш́ӯка̄х̣
сарпа̄ на̄га̄ш́ ча такшакам
видха̄йа ватсам̇ дудухур
била-па̄тре вишам̇ пайах̣
татха̄ — аналогично; ахайах̣ — змеи без капюшонов; дандаш́ӯка̄х̣ — скорпионы; сарпа̄х̣ — кобры; на̄га̄х̣ — большие змеи; ча — и; такшакам — Такшаку, повелителя змей; видха̄йа — обратив; ватсам — в теленка; дудухух̣ — надоили; била — в сосуд, которым служили змеиные норы; вишам — яд; пайах̣ — как молоко.

Перевод:

Вслед за тем кобры и змеи без капюшонов, большие змеи, скорпионы и другие ядовитые твари надоили из Земли яда и наполнили им свои норы. В теленка они превратили Такшаку.

Комментарий:

Материальный мир населен самыми разнообразными живыми существами, и скорпионы, а также многочисленные виды пресмыкающихся, перечисленные в этом стихе, тоже получают все необходимое для жизни от Верховной Личности Бога. В конечном счете Земля снабжает пищей все живые существа. В зависимости от того, под влиянием каких материальных гун находится то или иное живое существо, у него вырабатываются определенные качества. Пайах̣-па̄нам̇ бхуджан̇га̄на̄м: если змею кормить молоком, у нее только прибавится яда. Но если поить молоком одаренного человека — мудреца или святого, — то в его мозгу разовьются тонкие ткани, благодаря чему он сможет постичь природу высшего, духовного бытия. Итак, Господь заботится о пропитании каждого, но живое существо, определенным образом взаимодействуя с тремя гунами материальной природы, вырабатывает свои, индивидуальные, качества и характер.

Текст 23-24

पशवो यवसं क्षीरं वत्सं कृत्वा च गोवृषम् ।
अरण्यपात्रे चाधुक्षन्मृगेन्द्रेण च दंष्ट्रिण: ॥ २३ ॥
क्रव्यादा: प्राणिन: क्रव्यं दुदुहु: स्वे कलेवरे ।
सुपर्णवत्सा विहगाश्चरं चाचरमेव च ॥ २४ ॥
паш́аво йавасам̇ кшӣрам̇
ватсам̇ кр̣тва̄ ча го-вр̣шам
аран̣йа-па̄тре ча̄дхукшан
мр̣гендрен̣а ча дам̇шт̣рин̣ах̣

кравйа̄да̄х̣ пра̄н̣инах̣ кравйам̇
дудухух̣ све калеваре
супарн̣а-ватса̄ вихага̄ш́
чарам̇ ча̄чарам эва ча
паш́авах̣ — домашние животные; йавасам — зеленую траву; кшӣрам — молоко; ватсам — теленком; кр̣тва̄ — сделав; ча — также; го — быка, носящего на себе Господа Шиву; аран̣йа — в сосуд, которым служил лес; ча — также; адхукшан — выдоили; мр̣га — лев; ча — и; дам̇шт̣рин̣ах̣ — звери с острыми клыками; кравйа — животные, питающиеся сырым мясом; пра̄н̣инах̣ — живые существа; кравйам — плоть; дудухух̣ — выдоили; све — собственного; калеваре — в сосуд их тела; супарн̣а — Гаруда; ватса̄х̣ — чей теленок; вихага̄х̣ — птицы; чарам — движущихся живых существ; ча — также; ачарам — неподвижных живых существ; эва — определенно; ча — также.

Перевод:

Четвероногие животные (коровы и др.) обратили в теленка быка, носящего на своей спине Господа Шиву, и выдоили из Земли свежие зеленые травы, которыми они питаются. Подойником им служил лес. Хищные звери, тигры, превратили в теленка льва и получили в качестве молока свежую плоть. Птицам же, которые использовали в качестве теленка Гаруду, Земля дала молоко в виде движущихся живых существ (насекомых) и неподвижных (растений и трав).

Комментарий:

От Гаруды, который носит на своей спине Господа Вишну, произошло множество хищных птиц. Есть, например, вид птиц, которые питаются обезьянами. Для орла нет лучшей добычи, чем коза, хотя, конечно, многие птицы едят только фрукты и ягоды. Поэтому в данном стихе употреблено слово чарам, которое указывает на движущихся живых существ, и ачарам, указывающее на травы, фрукты и овощи.