Текст 33

सर्गादि योऽस्यानुरुणद्धि शक्तिभि-
र्द्रव्यक्रियाकारकचेतनात्मभि: ।
तस्मै समुन्नद्धनिरुद्धशक्तये
नम: परस्मै पुरुषाय वेधसे ॥ ३३ ॥
сарга̄ди йо ’сйа̄нурун̣аддхи ш́актибхир
дравйа-крийа̄-ка̄рака-четана̄тмабхих̣
тасмаи самуннаддха-нируддха-ш́актайе
намах̣ парасмаи пуруша̄йа ведхасе
сарга — творение, поддержание и уничтожение; йах̣ — тот, кто; асйа — этого материального мира; анурун̣аддхи — является причиной; ш́актибхих̣ — Своими энергиями; дравйа — физические элементы; крийа̄ — чувства; ка̄рака — управляющие полубоги; четана̄ — разум; а̄тмабхих̣ — состоящий из ложного эго; тасмаи — Ему; самуннаддха — проявленной; нируддха — непроявленной; ш́актайе — тому, кто обладает этими энергиями; намах̣ — поклоны; парасмаи — трансцендентной; пуруша̄йа — Верховной Личности Бога; ведхасе — причине всех причин.

Перевод:

О мой Господь, посредством Своих энергий Ты сотворил все материальные элементы, инструменты материальной деятельности (чувства), управляющих этими чувствами полубогов, а также разум, эго и все остальное. Своей энергией Ты создаешь материальный космос, в течение некоторого времени поддерживаешь его и затем уничтожаешь. Таким образом, только благодаря Твоим энергиям мироздание в назначенный срок проявляется, а затем вновь становится непроявленным. Поэтому Ты — Верховная Личность Бога, причина всех причин, и я в почтении склоняюсь перед Тобой.

Комментарий:

Вся деятельность в материальном мире начинается с появления на свет совокупной энергии, махат-таттвы. Затем три гуны материальной природы начинают взаимодействовать друг с другом, в результате чего возникают грубые материальные элементы, а также ум, эго и полубоги, управляющие деятельностью чувств. Все это одно за другим создает непостижимая энергия Господа. Современная электроника позволяет нажатием одной-единственной кнопки привести в действие, один за другим, множество механизмов. Подобно этому, когда Верховный Господь нажимает кнопку творения, Его разнообразные энергии создают материальные элементы и управляющих ими полубогов, которые начинают вступать друг с другом во взаимодействие в соответствии с непостижимым замыслом Верховной Личности Бога.
Следующие материалы:

Текст 34

स वै भवानात्मविनिर्मितं जगद्
भूतेन्द्रियान्त:करणात्मकं विभो ।
संस्थापयिष्यन्नज मां रसातला-
दभ्युज्जहाराम्भस आदिसूकर: ॥ ३४ ॥
са ваи бхава̄н а̄тма-винирмитам̇ джагад
бхӯтендрийа̄нтах̣-каран̣а̄тмакам̇ вибхо
сам̇стха̄пайишйанн аджа ма̄м̇ раса̄тала̄д
абхйуджджаха̄ра̄мбхаса а̄ди-сӯкарах̣
сах̣ — Он; ваи — конечно; бхава̄н — Ты Сам; а̄тма — Тобой; винирмитам — созданный; джагат — этот мир; бхӯта — физические элементы; индрийа — чувства; антах̣ — ум, сердце; а̄тмакам — состоящий из; вибхо — о Господь; сам̇стха̄пайишйан — поддерживающий; аджа — о нерожденный; ма̄м — меня; раса̄тала̄т — из области ада; абхйудж — вынес наверх; амбхасах̣ — из воды; а̄ди — изначальный; сӯкарах̣ — вепрь.

Перевод:

О мой Господь, Ты никогда не рождался. Однажды, когда я оказалась на дне океана вселенной, Ты, приняв образ изначального вепря, вытащил меня из воды. Посредством Своих энергий Ты сотворил все физические элементы, чувства и сердце, чтобы поддерживать существование материального мира.

Комментарий:

Здесь Земля вспоминает о том, как Господь Кришна пришел в материальный мир в облике изначального вепря Варахи, чтобы спасти ее, когда она оказалась под водой. Демон Хираньякша столкнул Землю с орбиты и сбросил в воды океана Гарбходака. Тогда Господь в форме изначального вепря поднял Землю и водворил ее на место.

Текст 35

अपामुपस्थे मयि नाव्यवस्थिता:
प्रजा भवानद्य रिरक्षिषु: किल ।
स वीरमूर्ति: समभूद्धराधरो
यो मां पयस्युग्रशरो जिघांससि ॥ ३५ ॥
апа̄м упастхе майи на̄вй авастхита̄х̣
праджа̄ бхава̄н адйа риракшишух̣ кила
са вӣра-мӯртих̣ самабхӯд дхара̄-дхаро
йо ма̄м̇ пайасй угра-ш́аро джигха̄м̇саси
апа̄м — воды; упастхе — на поверхности; майи — во мне; на̄ви — в лодке; авастхита̄х̣ — находящиеся; праджа̄х̣ — живые существа; бхава̄н — Ты Сам; адйа — сейчас; риракшишух̣ — желая защитить; кила — в самом деле; сах̣ — Он; вӣра — в облике великого героя; самабхӯт — стал; дхара̄ — защитником планеты Земля; йах̣ — тот, кто; ма̄м — меня; пайаси — ради молока; угра — своими острыми стрелами; джигха̄м̇саси — желаешь пронзить.

Перевод:

Итак, мой Господь, однажды Ты уже спас меня, вытащив из воды, после чего Тебя стали величать Дхарадхарой — несущим Землю. Теперь же, приняв облик героя, Ты собираешься пронзить меня Своими острыми стрелами. Не забывай, однако, что я, словно плывущая по воде лодка, несу на себе все живое.

Комментарий:

Господа называют Дхарадхарой, что значит «тот, кто, приняв облик вепря, держит на Своих клыках Землю». Иначе говоря, Земля, обернувшаяся коровой, усматривает в действиях Господа противоречие: однажды Господь спас ее, а теперь желает погубить, несмотря на то, что для всех ее обитателей она подобна плывущей по воде лодке. Никто не в силах постичь деяния Господа. Поэтому невежественным людям Его деяния иногда кажутся противоречивыми.