Текст 15

रञ्जयिष्यति यल्लोकमयमात्मविचेष्टितै: । अथामुमाहू राजानं मनोरञ्जनकै: प्रजा: ॥ १५ ॥
ран̃джайишйати йал локам
айам а̄тма-вичешт̣итаих̣
атха̄мум а̄хӯ ра̄джа̄нам̇
мано-ран̃джанакаих̣ праджа̄х̣
ран̃джайишйати — удовлетворит; йат — поскольку; локам — весь мир; айам — этот царь; а̄тма — своими; вичешт̣итаих̣ — деяниями; атха — поэтому; амум — его; а̄хух̣ — признают; ра̄джа̄нам — повелителем; манах̣ — радующий ум; праджа̄х̣ — подданные.

Перевод:

Все подданные царя будут очень довольны его делами и решениями, поэтому люди с радостью признают его своим повелителем.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 16

द‍ृढव्रत: सत्यसन्धो ब्रह्मण्यो वृद्धसेवक: । शरण्य: सर्वभूतानां मानदो दीनवत्सल: ॥ १६ ॥
др̣д̣ха-вратах̣ сатйа-сандхо
брахман̣йо вр̣ддха-севаках̣
ш́аран̣йах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
ма̄надо дӣна-ватсалах̣
др̣д̣ха — непоколебимый в решениях; сатйа — никогда не отступающий от истины; брахман̣йах̣ — почитатель брахманической культуры; вр̣ддха — слуга старцев; ш́аран̣йах̣ — служащий прибежищем; сарва — всех живых существ; ма̄на — выказывающий уважение каждому; дӣна — очень добрый к бедным и беспомощным.

Перевод:

Царь будет непоколебим в своих решениях и никогда не отступит от истины. Являясь оплотом брахманической культуры, он всегда будет заботиться о старцах и мудрецах и оказывать покровительство всем предавшимся ему душам. С уважением относясь к каждому, царь будет неизменно милостив к невинным и обездоленным.

Комментарий:

Особенно важным в этом стихе является слово вр̣ддха-севаках̣. Вр̣ддха означает «старший». Человек может быть старшим по возрасту или по знаниям. Это санскритское слово указывает на то, что старшинство человека может определяться глубиной его познаний. Царь Притху всегда почитал брахманов и всячески заботился о них. Он также помогал людям, достигшим преклонного возраста. Если царь принимал какое-либо решение, никто не мог остановить его. Эта черта характера называется дридха-санкалпой или дридха-вратой.

Текст 17

मातृभक्ति: परस्त्रीषु पत्‍न्यामर्ध इवात्मन: । प्रजासु पितृवत्स्‍निग्ध: किङ्करो ब्रह्मवादिनाम् ॥ १७ ॥
ма̄тр̣-бхактих̣ пара-стрӣшу
патнйа̄м ардха ива̄тманах̣
праджа̄су питр̣ват снигдхах̣
кин̇каро брахма-ва̄дина̄м
ма̄тр̣ — относящийся с тем же уважением, что и к собственной матери; пара — к другим женщинам; патнйа̄м — к своей жене; ардхах̣ — к половине; ива — как; а̄тманах̣ — своего тела; праджа̄су — к подданным; питр̣ — как отец; снигдхах̣ — любящий; кин̇карах̣ — слуга; брахма — преданных, проповедующих славу Господа.

Перевод:

Ко всем женщинам царь будет относиться с тем же уважением, с каким относился бы к собственной матери, а жену будет считать половиной своего тела. Он будет заботиться о своих подданных как любящий отец, и всегда считать себя смиренным слугой преданных, которые без устали проповедуют славу Господа.

Комментарий:

Просвещенный человек к любой женщине, кроме своей жены, относится как к матери, чужое добро для него — все равно что уличный мусор, и он никогда не делает другим того, чего не пожелал бы себе. Это определение просвещенного человека, данное Чанакьей Пандитом. Человек, обладающий этими качествами, должен считаться эталоном просвещенности. Просвещенность не сводится к наличию ученых степеней и званий, она прежде всего проявляется в том, что человек строит свою жизнь в соответствии с приобретенными знаниями. Вся жизнь царя Притху свидетельствовала о его просвещенности. Даже будучи царем, он считал себя покорным слугой преданных Господа. Согласно ведическому этикету, когда преданный переступает порог царского дворца, царь должен немедленно усадить его на свое место. Особенно важным в этом стихе является слово брахма-ва̄дина̄м. Этим словом называют преданных Господа. Брахман, Параматма и Бхагаван суть различные названия Верховного Брахмана, а Верховным Брахманом является Господь Кришна. Арджуна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (10.12), говоря: парам̇ брахма парам̇ дха̄ма. Следовательно, слово брахма-ва̄дина̄м относится к преданным Господа. Государство должно всегда служить преданным, и в идеале вся государственная политика должна строиться в соответствии с их наставлениями. Царь Притху прославился именно благодаря тому, что неукоснительно следовал этому принципу.