Текст 10

अव्यक्तवर्त्मैष निगूढकार्योगम्भीरवेधा उपगुप्तवित्त: । अनन्तमाहात्म्यगुणैकधामापृथु: प्रचेता इव संवृतात्मा ॥ १० ॥
авйакта-вартмаиша нигӯд̣ха-ка̄рйо
гамбхӣра-ведха̄ упагупта-виттах̣
ананта-ма̄ха̄тмйа-гун̣аика-дха̄ма̄
пр̣тхух̣ прачета̄ ива сам̇вр̣та̄тма̄
авйакта — скрытые; вартма̄ — деяния; эшах̣ — этого царя; нигӯд̣ха — сокровенные; ка̄рйах̣ — его деяния; гамбхӣра — тайные; ведха̄х̣ — его достижения; упагупта — хранимые в тайне; виттах̣ — его богатства; ананта — безграничной; ма̄ха̄тмйа — славы; гун̣а — добродетелей; эка — единственное вместилище; пр̣тхух̣ — царь Притху; прачета̄х̣ — Варуна, царь морей и океанов; ива — как; сам̇вр̣та — скрывающий; а̄тма̄ — себя.

Перевод:

Певцы продолжали: Никто не сможет проникнуть в смысл великих деяний царя. Его решения будут столь мудрыми, что никому не под силу будет понять, каким образом ему удается добиваться успеха во всех своих начинаниях. Никто не будет знать, какие богатства хранятся в его казне. Будучи средоточием безграничной славы и бесчисленных добродетелей, Махараджа Притху никогда не станет выставлять их напоказ, подобно владыке морей Варуне, скрывающему свои несметные сокровища в океанских пучинах.

Комментарий:

Каждой материальной стихией управляет какой-либо полубог. Богом водной стихии, повелителем морей и океанов, является Варуна, или Прачета. На первый взгляд море может показаться безжизненным, но, опустившись под воду, мы обнаружим там множество разнообразных живых существ. Правит этим подводным царством полубог Варуна. Так же как никто не знает, что происходит в морских глубинах, никто не мог понять, как царю Притху удавалось добиться успеха во всех своих делах и начинаниях. Поступки и решения царя Притху были, поистине, очень мудрыми, а его успехи были обусловлены тем, что он был средоточием всевозможных добродетелей.
В этом стихе особого внимания заслуживает слово упагупта- виттах̣. Оно указывает на то, что никто не знал богатств Махараджи Притху, которые были скрыты от посторонних глаз. Смысл этого в том, что не только царю, но и каждому из нас следует бережно относиться к тому, что заработано тяжелым трудом, чтобы в нужную минуту употребить свои сбережения на благое и полезное дело. В Кали-югу, однако, государственная казна как следует не охраняется, поэтому цари и правительства вынуждены пускать в оборот бумажные деньги. Вот почему в кризисной ситуации правительство искусственно вызывает инфляцию, печатая новые и новые бумажки, что приводит к росту цен и ставит людей на грань нищеты. Таким образом, мы видим, что традиция хранить сбережения в тайном месте имеет долгую историю, — судя по всему, подобная практика существовала уже во времена царствования Махараджи Притху. Как царь имеет право хранить свои богатства скрытыми от посторонних глаз, так и простым людям следует держать свои сбережения в надежном месте. В этом нет ничего дурного. Главное, чтобы все люди были воспитаны в соответствии с принципами варнашрама-дхармы и использовали свои деньги только на добрые дела.
Следующие материалы:

Текст 11

दुरासदो दुर्विषह आसन्नोऽपि विदूरवत् । नैवाभिभवितुं शक्यो वेनारण्युत्थितोऽनल: ॥ ११ ॥
дура̄садо дурвишаха
а̄санно ’пи видӯрават
наива̄бхибхавитум̇ ш́акйо
вена̄ран̣й-уттхито ’налах̣
дура̄садах̣ — недоступный; дурвишахах̣ — невыносимый; а̄саннах̣ — будучи достигнут; апи — хотя; видӯра — словно вдали; на — никогда не; эва — несомненно; абхибхавитум — одолеть; ш́акйах̣ — могучий; вена — из царя Вены; аран̣и — дерево, с помощью которого добывают огонь; уттхитах̣ — возникший; аналах̣ — огонь.

Перевод:

Махараджа Притху восстал из тела царя Вены, как огонь, извлеченный из дощечек арани. Поэтому царь Притху будет во всем подобен огню, и никакой враг не сможет подступиться к нему. Его врагам будет невыносимо сознавать, что, даже стоя подле него, они никогда не смогут коснуться его, как если бы он находился на недосягаемом расстоянии. Никому и никогда не удастся одолеть царя Притху.

Комментарий:

Арани — это вид дерева, которое используют для добывания огня трением. С помощью дощечек из дерева арани обычно зажигают жертвенный огонь. Хотя царь Притху появился на свет из тела своего мертвого отца, он был подобен огню. Прикоснуться к огню совсем не просто, и точно так же недругам царя Притху не удавалось подступиться к нему, даже когда им казалось, что они совсем рядом.

Текст 12

अन्तर्बहिश्च भूतानां पश्यन् कर्माणि चारणै: । उदासीन इवाध्यक्षो वायुरात्मेव देहिनाम् ॥ १२ ॥
антар бахиш́ ча бхӯта̄на̄м̇
паш́йан карма̄н̣и ча̄ран̣аих̣
уда̄сӣна ива̄дхйакшо
ва̄йур а̄тмева дехина̄м
антах̣ — изнутри; бахих̣ — извне; ча — и; бхӯта̄на̄м — живых существ; паш́йан — видящий; карма̄н̣и — деяния; ча̄ран̣аих̣ — с помощью соглядатаев; уда̄сӣнах̣ — безучастный; ива — как; адхйакшах̣ — свидетель; ва̄йух̣ — жизненный воздух; а̄тма̄ — жизненная сила; ива — как; дехина̄м — всех воплощенных живых существ.

Перевод:

Царю Притху будут известны не только все поступки его подданных, но и их помыслы, и при этом никто не будет знать, услугами каких осведомителей он пользуется. Однако, несмотря на свое всеведение, он будет оставаться безучастным, не обращая внимания ни на восхваления, ни на хулу в свой адрес. Он будет подобен воздуху, жизненной силе в теле, который находится как внутри организма, так и вне его и в то же время не принимает непосредственного участия в проходящих в организме процессах.

Комментарий:

[]