Текст 1
Оригинал:
मैत्रेय उवाच
प्रजापतेर्दुहितरं शिशुमारस्य वै ध्रुव: । उपयेमे भ्रमिं नाम तत्सुतौ कल्पवत्सरौ ॥ १ ॥
प्रजापतेर्दुहितरं शिशुमारस्य वै ध्रुव: । उपयेमे भ्रमिं नाम तत्सुतौ कल्पवत्सरौ ॥ १ ॥
Транскрипция:
маитрейа ува̄ча
праджа̄патер духитарам̇
ш́иш́ума̄расйа ваи дхрувах̣
упайеме бхрамим̇ на̄ма
тат-сутау калпа-ватсарау
праджа̄патер духитарам̇
ш́иш́ума̄расйа ваи дхрувах̣
упайеме бхрамим̇ на̄ма
тат-сутау калпа-ватсарау
Синонимы:
маитрейах̣ — великий мудрец Майтрея продолжал; праджа̄патех̣ — Праджапати; духитарам — дочь; ш́иш́ума̄расйа — Шишумары; ваи — определенно; дхрувах̣ — Дхрува Махараджа; упайеме — взял в жены; бхрамим — Бхрами; на̄ма — по имени; тат — ее сыновья; калпа — Калпа; ватсарау — Ватсара.
Перевод:
Великий мудрец Майтрея сказал: Дорогой Видура, спустя некоторое время Дхрува Махараджа женился на дочери Праджапати Шишумары, которую звали Бхрами. Она родила ему двоих сыновей: Калпу и Ватсару.
Комментарий:
Из этого стиха следует, что Дхрува Махараджа женился уже после того, как взошел на престол, и после того, как его отец удалился в лес, чтобы посвятить остаток своих дней духовной практике. В связи с этим возникает очень важный вопрос: почему Махараджа Уттанапада не позаботился о женитьбе Дхрувы Махараджи до того, как покинул дом? Долг каждого отца — как можно скорее женить сыновей и выдать замуж дочерей, но почему же Махараджа Уттанапада, который души не чаял в своем сыне, пренебрег отцовским долгом? Ответ заключается в том, что Махараджа Уттанапада был раджарши — святым царем. Хотя он был поглощен государственной и политической деятельностью, он всегда мечтал о том времени, когда сможет полностью посвятить себя духовному самоосознанию. Поэтому, как только Дхрува Махараджа достаточно возмужал, чтобы взять бразды правления в свои руки, царь тотчас воспользовался представившейся ему возможностью и покинул дом, последовав примеру сына, который в пятилетнем возрасте, ничего не боясь, ушел из дома, чтобы посвятить себя самоосознанию. Эти достаточно редкие примеры доказывают, что духовная практика важнее исполнения всех прочих обязанностей. Махараджа Уттанапада, для которого духовное самосовершенствование всегда стояло на первом месте, понимал, что женитьба его сына Дхрувы Махараджи — не настолько важное дело, чтобы из- за него откладывать свой уход в лес.
Следующие материалы: