Текст 6

तां कामयानां भगवानुवाह यजुषां पति: ।
तुष्टायां तोषमापन्नोऽजनयद् द्वादशात्मजान् ॥ ६ ॥
та̄м̇ ка̄майа̄на̄м̇ бхагава̄н
ува̄ха йаджуша̄м̇ патих̣
тушт̣а̄йа̄м̇ тошам а̄панно
’джанайад два̄даш́а̄тмаджа̄н
та̄м — ее; ка̄майа̄на̄м — желающий; бхагава̄н — Господь; ува̄ха — женился; йаджуша̄м — всех жертвоприношений; патих̣ — повелитель; тушт̣а̄йа̄м — во чреве Своей жены, которая была очень довольна; тошам — огромное наслаждение; а̄паннах̣ — получив; аджанайат — дал жизнь; два̄даш́а — двенадцати; а̄тмаджа̄н — сыновьям.

Перевод:

Спустя некоторое время Повелитель всех жертвенных обрядов взял в жены Дакшину, которая очень хотела выйти замуж за Личность Бога. Очень довольный Своей женой, Господь подарил ей двенадцать детей.

Комментарий:

Идеальных супругов обычно называют Лакшми-Нараяной, сравнивая их союз с супружеским союзом Господа и богини процветания, так как супружеские отношения Лакшми и Нараяны ничем не омрачены. Жена должна быть всегда довольна своим мужем, а муж должен быть доволен женой. В «Чанакья-шлоке», своде нравственных правил, составленном Чанакьей Пандитом, говорится, что, если муж и жена всегда довольны друг другом, сама богиня процветания приходит к ним в дом. Иными словами, если муж и жена живут в мире и согласии, они ни в чем не знают недостатка и у них рождаются хорошие дети. В ведическом обществе женщин воспитывали так, чтобы они при всех обстоятельствах оставались довольными. Мужчина же, в соответствии с ведическими предписаниями, должен угождать своей жене, обеспечивая ее пищей и покупая ей одежду и украшения. И если муж и жена довольны друг другом, у них рождаются хорошие дети. Таким образом на земле может воцариться мир и согласие. Но, к сожалению, в век Кали не осталось идеальных мужей и жен, поэтому на свет появляются дети, которые становятся обузой для общества, а покой и благоденствие покинули мир.
Следующие материалы:

Текст 7

तोष: प्रतोष: सन्तोषो भद्र: शान्तिरिडस्पति: ।
इध्म: कविर्विभु: स्वह्न: सुदेवो रोचनो द्विषट् ॥ ७ ॥
тошах̣ пратошах̣ сантошо
бхадрах̣ ш́а̄нтир ид̣аспатих̣
идхмах̣ кавир вибхух̣ свахнах̣
судево рочано дви-шат̣
тошах̣ — Тоша; пратошах̣ — Пратоша; сантошах̣ — Сантоша; бхадрах̣ — Бхадра; ш́а̄нтих̣ — Шанти; ид̣аспатих̣ — Идаспати; идхмах̣ — Идхма; кавих̣ — Кави; вибхух̣ — Вибху; свахнах̣ — Свахна; судевах̣ — Судева; рочанах̣ — Рочана; дви — двенадцать.

Перевод:

Двенадцати мальчикам, рожденным от союза Ягьи и Дакшины, дали имена Тоша, Пратоша, Сантоша, Бхадра, Шанти, Идаспати, Идхма, Кави, Вибху, Свахна, Судева и Рочана.

Комментарий:

[]

Текст 8

तुषिता नाम ते देवा आसन्स्वायम्भुवान्तरे ।
मरीचिमिश्रा ऋषयो यज्ञ: सुरगणेश्वर: ॥ ८ ॥
тушита̄ на̄ма те дева̄
а̄сан сва̄йамбхува̄нтаре
марӣчи-миш́ра̄ р̣шайо
йаджн̃ах̣ сура-ган̣еш́варах̣
тушита̄х̣ — относящиеся к Тушитам; на̄ма — по имени; те — все они; дева̄х̣ — полубогами; а̄сан — стали; сва̄йамбхува — имя Ману; антаре — в то время; марӣчи — возглавляемые Маричи; р̣шайах̣ — великие мудрецы; йаджн̃ах̣ — воплощение Господа Вишну; сура — царь полубогов.

Перевод:

В период царствования Сваямбхувы Ману все они стали полубогами, прославившись под именем Тушитов. Маричи возглавил семерых риши, а Ягья стал царем полубогов Индрой.

Комментарий:

В период правления Сваямбхувы Ману полубоги, известные под именем Тушитов, а также мудрецы во главе с Маричи и потомки Ягьи, царя полубогов, произвели на свет шесть видов живых существ, которые стали размножаться, чтобы исполнить волю Господа, желавшего заселить вселенную живыми существами. К этим шести видам живых существ относятся ману, девы, ману-путры, амшаватары, сурешвары и риши. Ягья, бывший воплощением Верховной Личности Бога, занял пост главы полубогов, Индры.