Текст 27-28

अथाभिप्रेतमन्वीक्ष्य ब्रह्मणो मधुसूदन: ।
विषण्णचेतसं तेन कल्पव्यतिकराम्भसा ॥ २७ ॥
लोकसंस्थानविज्ञान आत्मन: परिखिद्यत: ।
तमाहागाधया वाचा कश्मलं शमयन्निव ॥ २८ ॥
атха̄бхипретам анвӣкшйа
брахман̣о мадхусӯданах̣
вишан̣н̣а-четасам̇ тена
калпа-вйатикара̄мбхаса̄

лока-сам̇стха̄на-виджн̃а̄на
а̄тманах̣ парикхидйатах̣
там а̄ха̄га̄дхайа̄ ва̄ча̄
каш́малам̇ ш́амайанн ива
атха — затем; абхипретам — намерение; анвӣкшйа — понял; брахман̣ах̣ — Брахмы; мадхусӯданах̣ — убивший демона Мадху; вишан̣н̣а — пришел в уныние; четасам — сердца; тена — им; калпа — эпоха; вйатикара — воды потопа; лока — расположение планетных систем; виджн̃а̄не — в науке; а̄тманах̣ — его; парикхидйатах̣ — горел желанием; там — ему; а̄ха — произнес; ага̄дхайа̄ — полные глубокого смысла; ва̄ча̄ — речи; каш́малам — скверну; ш́амайан — устраняя; ива — так.

Перевод:

Господь понял, что Брахме не терпится приступить к конструированию и созданию различных планетных систем и что зрелище затопленной вселенной приводит его в уныние. Поняв его желание, Господь произнес исполненные глубокого смысла слова, которые развеяли туман иллюзии.

Комментарий:

Зрелище разбушевавшейся водной стихии было таким устрашающим, что даже Брахма не на шутку встревожился. Ему хотелось как можно скорее разместить в космосе многочисленные планетные системы и населить их различными живыми существами — людьми и теми, кто стоит ниже и выше их на эволюционной лестнице. Планеты во вселенной расположены с учетом различий между населяющими их живыми существами, которые находятся под влиянием тех или иных гун материальной природы. Существует три гуны материальной природы. Соединяясь между собой, они образуют девять различных сочетаний. Эти девять сочетаний в разных комбинациях дают восемьдесят одно сочетание, которые в свою очередь тоже смешиваются друг с другом, так что в конечном счете становится невозможным установить границы распространения иллюзии. Перед Господом Брахмой стояла задача создать места и условия, подходящие для обитания обусловленных душ, обладающих различными типами тел. С этим мог справиться только Брахма, никто другой во вселенной не в состоянии даже представить себе всю сложность стоявшей перед ним задачи. Однако милостью Господа Брахма сумел справиться с этой титанической задачей столь блестяще, что все обитатели вселенной до сих пор не перестают удивляться мастерству видхаты, творца.
Следующие материалы:

Текст 29

श्रीभगवानुवाच
मा वेदगर्भ गास्तन्द्रीं सर्ग उद्यममावह ।
तन्मयापादितं ह्यग्रे यन्मां प्रार्थयते भवान् ॥ २९ ॥
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
ма̄ веда-гарбха га̄с тандрӣм̇
сарга удйамам а̄ваха
тан майа̄па̄дитам̇ хй агре
йан ма̄м̇ пра̄ртхайате бхава̄н
ш́рӣ — Господь, Верховная Личность Бога, сказал; ма̄ — не; веда — ты, кому открылись глубины ведической мудрости; га̄х̣ — пришел в уныние; сарге — для сотворения; удйамам — действия; а̄ваха — которые ты предпринимаешь; тат — то (что ты хочешь); майа̄ — Мною; а̄па̄дитам — совершено; хи — безусловно; агре — раньше; йат — которое; ма̄м — у Меня; пра̄ртхайате — просишь; бхава̄н — ты.

Перевод:

Господь, Верховная Личность Бога, сказал тогда: О Брахма, о кладезь ведической мудрости, у тебя нет причин унывать или беспокоиться о том, как сотворить вселенную. Я уже наделил тебя всем, о чем ты попросил Меня.

Комментарий:

Каждый, кому Господь или Его истинные представители доверяют какую-либо миссию, получает при этом благословения, которые помогают ему исполнить порученную миссию. Разумеется, человек, на которого возложена такая ответственность, должен всегда сознавать, что сам он не способен справиться с этой задачей, и молить Господа помочь ему успешно исполнить свой долг. Он не должен гордиться тем, что ему поручено то или иное ответственное дело. На долю того, кому оказано такое доверие, выпала огромная удача, и если он всегда будет помнить о том, что является исполнителем воли Всевышнего, то непременно добьется успеха. Велев Арджуне сражаться на поле битвы Курукшетра, Господь обеспечил ему победу еще до того, как дал это поручение. Однако сам Арджуна всегда сознавал свою зависимость от Господа и безоговорочно следовал всем Его указаниям. Каждый, кто гордится порученным ему ответственным делом, забывая при этом воздать должное Верховному Господу, безусловно, ослеплен ложным самомнением и потому не способен как следует справиться со своими обязанностями. Но Брахма и его последователи в цепи ученической преемственности всегда достигают успеха в своем любовном трансцендентном служении Господу.

Текст 30

भूयस्त्वं तप आतिष्ठ विद्यां चैव मदाश्रयाम् ।
ताभ्यामन्तर्हृदि ब्रह्मन् लोकान्द्रक्ष्यस्यपावृतान् ॥ ३० ॥
бхӯйас твам̇ тапа а̄тишт̣ха
видйа̄м̇ чаива мад-а̄ш́райа̄м
та̄бхйа̄м антар-хр̣ди брахман
лока̄н дракшйасй апа̄вр̣та̄н
бхӯйах̣ — снова; твам — ты сам; тапах̣ — аскезы; а̄тишт̣ха — находящийся; видйа̄м — в знании; ча — также; эва — безусловно; мат — Моей; а̄ш́райа̄м — под защитой; та̄бхйа̄м — обладая подобными качествами; антах̣ — внутри; хр̣ди — в сердце; брахман — о брахман; дракшйаси — ты увидишь; апа̄вр̣та̄н — все раскроются.

Перевод:

О Брахма, посвяти себя аскезам и медитации, руководствуйся приобретенными знаниями, и ты заслужишь Мою благосклонность. Действуя таким образом, ты сможешь постичь все сущее, ибо знание само откроется в твоем сердце.

Комментарий:

Невозможно даже представить себе ту милость, которой Господь одаряет живое существо, поручая ему ответственную миссию. Но чтобы заслужить Его благосклонность, необходимо совершать аскезы и проявлять упорство в преданном служении. Господь поручил Брахме создать планетные системы и заверил его, что с помощью медитации он без труда поймет, где и как разместить те или иные планетные системы. Знание придет к нему изнутри, и потому у него нет никаких оснований для беспокойства. Как сказано в «Бхагавад-гите» (10.10), тот, кто посвятил себя буддхи-йоге, получает наставления от Самого Господа, пребывающего в его сердце.