Текст 18
Оригинал:
यस्माद्बिभेम्यहमपि द्विपरार्धधिष्ण्य-
मध्यासित: सकललोकनमस्कृतं यत् ।
तेपे तपो बहुसवोऽवरुरुत्समान-
स्तस्मै नमो भगवतेऽधिमखाय तुभ्यम् ॥ १८ ॥
Транскрипция:
йасма̄д бибхемй ахам апи двипара̄рдха-дхишн̣йам
адхйа̄ситах̣ сакала-лока-намаскр̣там̇ йат
тепе тапо баху-саво ’варурутсама̄нас
тасмаи намо бхагавате ’дхимакха̄йа тубхйам
Синонимы:
йасма̄т — от которого; бибхеми — страх; ахам — я; апи — также; дви — период времени, длящийся 4.320.000.000 х 2 х 30 х х 12 х 100 солнечных лет; дхишн̣йам — обитель; адхйа̄ситах̣ — пребывающий в; сакала — всеми остальными планетами; намаскр̣там — почитаемый; йат — что; тепе — совершал; тапах̣ — аскезы; баху — много много лет; аварурутсама̄нах̣ — желая достичь Тебя; тасмаи — перед Ним; намах̣ — я склоняюсь; бхагавате — перед Верховной Личностью Бога; адхимакха̄йа — перед Тем, кто наслаждается всеми жертвоприношениями; тубхйам — перед Тобой.
Перевод:
О Всемилостивый Господь, я в почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты являешься неутомимым временем и наслаждаешься всеми жертвоприношениями. Я повелеваю всеми планетами вселенной и живу в обители, которая существует в течение двух парардх; многие годы я посвятил аскезам, чтобы достичь самоосознания, но, несмотря на все это, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой.
Комментарий:
Брахма является самой великой личностью во вселенной, ибо он живет дольше всех. Благодаря совершённым некогда аскезам, своему положению и авторитету Брахма пользуется во вселенной самым большим уважением, однако даже ему приходится почтительно склоняться перед Господом. Поэтому все прочие живые существа, находящиеся на куда более низком уровне, чем Брахма, должны следовать его примеру и оказывать почтение Верховной Личности Бога.
Следующие материалы:
Текст 19
Оригинал:
तिर्यङ्मनुष्यविबुधादिषु जीवयोनि-
ष्वात्मेच्छयात्मकृतसेतुपरीप्सया य: ।
रेमे निरस्तविषयोऽप्यवरुद्धदेह-
स्तस्मै नमो भगवते पुरुषोत्तमाय ॥ १९ ॥
Транскрипция:
тирйан̇-манушйа-вибудха̄дишу джӣва-йонишв
а̄тмеччхайа̄тма-кр̣та-сету-парӣпсайа̄ йах̣
реме нираста-вишайо ’пй аваруддха-дехас
тасмаи намо бхагавате пурушоттама̄йа
Синонимы:
тирйак — живые существа, стоящие ниже людей (животные); манушйа — люди и т.д.; вибудха — среди полубогов; джӣва — в различных формах жизни; а̄тма — душа; иччхайа̄ — по своей воле; а̄тма — собственной; сету — обязанности; парӣпсайа̄ — желая сохранить; йах̣ — кто; реме — являя трансцендентные игры; нираста — не подвергается влиянию; вишайах̣ — материальной скверны; апи — безусловно; аваруддха — явленное; дехах̣ — трансцендентное тело; тасмаи — Ему; намах̣ — я приношу свои поклоны; бхагавате — Личности Бога; пурушоттама̄йа — предвечному Господу.
Перевод:
О мой Господь, чтобы явить Свои трансцендентные игры, Ты по собственной воле принимаешь формы различных живых существ, воплощаясь среди животных, стоящих ниже людей, и среди полубогов. Тебя не может коснуться материальная скверна. Ты приходишь в этот мир только для того, чтобы исполнить обязанности, которые предусмотрены установленными Тобою принципами религии, и потому, о Верховная Личность, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, принимающим эти многообразные формы.
Комментарий:
Все воплощения, в которых Господь появляется среди различных видов живых существ, трансцендентны. В образе Кришны, Рамы и многих других воплощений Он выглядит как человек, однако это еще не значит, что Он является человеком. Те, кто принимает Его за человека, не отличаются большим разумом. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.11): аваджа̄нанти ма̄м̇ мӯд̣ха̄ ма̄нушӣм̇ танум а̄ш́ритам. Тот же самый принцип действует и когда Господь воплощается в образе вепря или рыбы. Все это — трансцендентные формы Господа, которые Он принимает в определенных обстоятельствах, чтобы получить удовольствие и явить Свои игры. Господь воплощается в этих трансцендентных формах главным образом для того, чтобы прийти на помощь Своим преданным. Всякий раз, когда возникает необходимость освободить преданных и утвердить в обществе установленные Им принципы религии, Он по собственной воле нисходит в этот мир.
Текст 20
Оригинал:
योऽविद्ययानुपहतोऽपि दशार्धवृत्त्या
निद्रामुवाह जठरीकृतलोकयात्र: ।
अन्तर्जलेऽहिकशिपुस्पर्शानुकूलां
भीमोर्मिमालिनि जनस्य सुखं विवृण्वन् ॥ २० ॥
Транскрипция:
йо ’видйайа̄нупахато ’пи даш́а̄рдха-вр̣ттйа̄
нидра̄м ува̄ха джат̣харӣ-кр̣та-лока-йа̄трах̣
антар-джале ’хи-каш́ипу-спарш́а̄нукӯла̄м̇
бхӣморми-ма̄лини джанасйа сукхам̇ вивр̣н̣ван
Синонимы:
йах̣ — тот; авидйайа̄ — в плену неведения; анупахатах̣ — не подверженный влиянию; апи — несмотря на; даш́а — пять; вр̣ттйа̄ — взаимодействий; нидра̄м — сон; ува̄ха — принял; джат̣харӣ — во чреве; кр̣та — действуя так; лока — поддерживая жизнь различных живых существ; антах̣ — в водах потопа; ахи — на ложе из змей; спарш́а — счастливый от прикосновения; бхӣма — свирепые волны; ма̄лини — цепь; джанасйа — обладающего разумом; сукхам — счастье; вивр̣н̣ван — показывая.
Перевод:
О Мой Господь, погруженный в сладкий сон, Ты покоишься на водах потопа, а вокруг Тебя бушуют свирепые волны. Ты наслаждаешься на ложе из змей, чтобы показать тем, кто наделен разумом, как сладок Твой сон. В это время все планеты вселенной находятся в Твоем чреве.
Комментарий:
Люди, судящие обо всем на основании собственного ограниченного опыта, подобны колодезным лягушкам, которые не способны представить себе гигантские размеры Тихого океана. Когда такие люди слышат о том, что Верховный Господь покоится на Своем ложе посреди огромного вселенского океана, они называют это мифами. Их удивляет, что кто-то может безмятежно спать, лежа на воде. Однако если немного поразмыслить, то это не покажется таким уж странным. В океанских глубинах обитает великое множество живых существ, которые едят, спят, обороняются и совокупляются, наслаждаясь своей материальной деятельностью. Если даже такие ничтожные существа могут наслаждаться, живя в воде, то почему всемогущий Верховный Господь не может наслаждаться сном на прохладном теле змея посреди бушующего океана. Господа от других живых существ отличает то, что все Его деяния трансцендентны и Он может делать все что угодно, поскольку не ограничен временем или пространством. Он способен ощущать трансцендентное блаженство в любых условиях, независимо от материальных обстоятельств.