Текст 29
Оригинал:
परार्ध्यकेयूरमणिप्रवेक-
पर्यस्तदोर्दण्डसहस्रशाखम् ।
अव्यक्तमूलं भुवनाङ्घ्रि पेन्द्र-
महीन्द्रभोगैरधिवीतवल्शम् ॥ २९ ॥
Транскрипция:
пара̄рдхйа-кейӯра-ман̣и-правека-
парйаста-дордан̣д̣а-сахасра-ш́а̄кхам
авйакта-мӯлам̇ бхувана̄н̇гхрипендрам
ахӣндра-бхогаир адхивӣта-валш́ам
Синонимы:
пара̄рдхйа — необыкновенной ценности; кейӯра — украшения; ман̣и — драгоценные камни; парйаста — распространяющий; дордан̣д̣а — руки; сахасра — с тысячами ветвей; авйакта — самодостаточный; бхувана — вселенский; ан̇гхрипа — деревья; индрам — Господь; ахи — Анантадева; бхогаих̣ — головы; адхивӣта — окруженные; валш́ам — плечи.
Перевод:
Подобно сандаловому дереву, ветви которого усыпаны благоухающими цветами, Господь был украшен жемчугами и самоцветами. Он был деревом, которое само питает себя, Владыкой всех существ во вселенной. И, подобно тому как ветви сандалового дерева обвивает множество змей, тело Господа покрывали капюшоны Ананты.
Комментарий:
В данном стихе особенно важным является слово авйакта-мӯлам. Корни дерева обычно скрыты от наших глаз, однако если говорить о Господе, то Он является собственным корнем, поскольку не опирается ни на кого, кроме Себя Самого. Веды называют Господа сва̄ш́райа̄ш́райа, имея в виду, что Он является собственной опорой, и другой опоры у Него нет. Следовательно, слово авйакта приложимо только к Верховному Господу и ни к кому другому.
Следующие материалы:
Текст 30
Оригинал:
चराचरौको भगवन्महीध्र-
महीन्द्रबन्धुं सलिलोपगूढम् ।
किरीटसाहस्रहिरण्यशृङ्ग-
माविर्भवत्कौस्तुभरत्नगर्भम् ॥ ३० ॥
Транскрипция:
чара̄чарауко бхагаван-махӣдхрам
ахӣндра-бандхум̇ салилопагӯд̣хам
кирӣт̣а-са̄хасра-хиран̣йа-ш́р̣н̇гам
а̄вирбхават каустубха-ратна-гарбхам
Синонимы:
чара — движущиеся животные; ачара — неподвижные деревья; оках̣ — место или расположение; бхагават — Личность Бога; махӣдхрам — гора; ахи — Шри Анантадева; бандхум — друг; салила — воды; упагӯд̣хам — погруженный; кирӣт̣а — шлема; са̄хасра — тысячи; хиран̣йа — золотые; ш́р̣н̇гам — вершины; а̄вирбхават — проявленный; каустубха — драгоценный камень Каустубха; ратна — океан.
Перевод:
Возвышающийся подобно огромной горе, Господь служит прибежищем для всех движущихся и неподвижных живых существ. Он — друг змей, ибо Его близким другом является Господь Ананта. Господь, над которым вздымались тысячи голов Ананта-наги, увенчанных золотыми шлемами, был подобен горе с тысячами золотых пиков. Как горы порою усыпаны драгоценными камнями, так и Его трансцендентное тело с головы до ног было усыпано драгоценностями, и как горы иногда погружаются в морскую пучину, так и Господь время от времени скрывается в водах потопа.
Комментарий:
[]
Текст 31
Оригинал:
निवीतमाम्नायमधुव्रतश्रिया
स्वकीर्तिमय्या वनमालया हरिम् ।
सूर्येन्दुवाय्वग्न्यगमं त्रिधामभि:
परिक्रमत्प्राधनिकैर्दुरासदम् ॥ ३१ ॥
Транскрипция:
нивӣтам а̄мна̄йа-мадху-врата-ш́рийа̄
сва-кӣрти-маййа̄ вана-ма̄лайа̄ харим
сӯрйенду-ва̄йв-агнй-агамам̇ три-дха̄мабхих̣
парикрамат-пра̄дханикаир дура̄садам
Синонимы:
нивӣтам — заключенный; а̄мна̄йа — ведическая мудрость; мадху — сладкие дивные звуки; сва — Своим величием; вана — цветочная гирлянда; харим — Господа; сӯрйа — солнце; инду — луна; ва̄йу — воздух; агни — огонь; агамам — недоступный; три — тремя планетными системами; парикрамат — обходя; пра̄дханикаих̣ — для сражений; дура̄садам — чрезвычайно трудно достичь.
Перевод:
Глядя на Господа, возвышавшегося, как гора, Брахма понял, что Он — Хари, Личность Бога. Он услышал, как неописуемо прекрасная гирлянда на груди Господа славит Его сладкозвучными гимнами, исполненными ведической мудрости. Его защищал боевой диск Сударшана, и ни солнце, ни луна, ни воздух, ни огонь не могли даже приблизиться к Нему.
Комментарий:
[]