Текст 19
Оригинал:
स इत्थमुद्वीक्ष्य तदब्जनाल-
नाडीभिरन्तर्जलमाविवेश ।
नार्वाग्गतस्तत्खरनालनाल-
नाभिं विचिन्वंस्तदविन्दताज: ॥ १९ ॥
Транскрипция:
са иттхам удвӣкшйа тад-абджа-на̄ла-
на̄д̣ӣбхир антар-джалам а̄вивеш́а
на̄рва̄г-гатас тат-кхара-на̄ла-на̄ла-
на̄бхим̇ вичинвам̇с тад авиндата̄джах̣
Синонимы:
сах̣ — он (Брахма); иттхам — таким образом; удвӣкшйа — размышляя; тат — тот; абджа — лотоса; на̄ла — стебель; на̄д̣ӣбхих̣ — через отверстие; антах̣ — в воду; а̄вивеш́а — вошел; на — не; арва̄к — даже войдя; тат — в стебель лотоса; на̄ла — канал; на̄бхим — пупка; вичинван — много думал над этим; тат — то; авиндата — понял; аджах̣ — саморожденный.
Перевод:
Размышляя над этим, Господь Брахма по каналу в стебле лотоса спустился под воду. Однако, даже войдя в стебель лотоса и приблизившись к пупку Вишну, он так и не смог обнаружить корень лотоса.
Комментарий:
С помощью собственных усилий можно лишь до некоторой степени приблизиться к Господу, но полностью постичь Господа можно только по Его милости. Единственный путь, ведущий к постижению Господа, — это преданное служение, что подтверждается в «Бхагавад-гите» (18.55): бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄на̄ти йа̄ва̄н йаш́ ча̄сми таттватах̣.
Следующие материалы:
Текст 20
Оригинал:
तमस्यपारे विदुरात्मसर्गं
विचिन्वतोऽभूत्सुमहांस्त्रिणेमि: ।
यो देहभाजां भयमीरयाण:
परिक्षिणोत्यायुरजस्य हेति: ॥ २० ॥
Транскрипция:
тамасй апа̄ре видура̄тма-саргам̇
вичинвато ’бхӯт сумаха̄м̇с три-н̣емих̣
йо деха-бха̄джа̄м̇ бхайам ӣрайа̄н̣ах̣
парикшин̣отй а̄йур аджасйа хетих̣
Синонимы:
тамаси — поскольку занимался поисками, пребывая в невежестве; видура — о Видура; а̄тма — причины своего появления на свет; вичинватах̣ — размышляя; абхӯт — стало; су — огромным; три — время трех измерений; йах̣ — которое; деха — воплощенных; бхайам — ужас; ӣрайа̄н̣ах̣ — порождает; парикшин̣оти — ограничивая ста годами; а̄йух̣ — продолжительности жизни; аджасйа — саморожденного; хетих̣ — колесо вечного времени.
Перевод:
О Видура, в поисках причины своего появления на свет Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти.
Комментарий:
[]
Текст 21
Оригинал:
ततो निवृत्तोऽप्रतिलब्धकाम:
स्वधिष्ण्यमासाद्य पुन: स देव: ।
शनैर्जितश्वासनिवृत्तचित्तो
न्यषीददारूढसमाधियोग: ॥ २१ ॥
Транскрипция:
тато нивр̣тто ’пратилабдха-ка̄мах̣
сва-дхишн̣йам а̄са̄дйа пунах̣ са девах̣
ш́анаир джита-ш́ва̄са-нивр̣тта-читто
нйашӣдад а̄рӯд̣ха-сама̄дхи-йогах̣
Синонимы:
татах̣ — тогда; нивр̣ттах̣ — прекратил попытки; апратилабдха — не сумев достичь желанной цели; сва — свое место; а̄са̄дйа — занял; пунах̣ — снова; сах̣ — он; девах̣ — полубог; ш́анаих̣ — незамедлительно; джита — управляя дыханием; нивр̣тта — отвлек; читтах̣ — разум; нйашӣдат — сел; а̄рӯд̣ха — неотступно; сама̄дхи — медитируя на Господа.
Перевод:
Так и не сумев достичь желанной цели, он прекратил свои поиски и вернулся на цветок лотоса. Там, управляя дыханием и отрешившись от всего материального, он сосредоточил свой ум на Верховном Господе.
Комментарий:
Чтобы достичь сама̄дхи, человек должен сосредоточить ум на высшей причине всего сущего, даже если не знает какую природу — личностную, безличную или локализованную — имеет эта причина. Медитация на Всевышнего, безусловно, является одной из форм преданного служения. Отказ от попыток постичь Господа с помощью собственных чувств и медитация на высшую причину свидетельствуют о смирении человека, которое, в свою очередь, является верным признаком преданного служения. Таким образом, преданным служением Господу должен заниматься каждый, кто хочет постичь высшую причину своего существования.