Текст 13
Оригинал:
तस्यार्थसूक्ष्माभिनिविष्टदृष्टे-
रन्तर्गतोऽर्थो रजसा तनीयान् ।
गुणेन कालानुगतेन विद्ध:
सूष्यंस्तदाभिद्यत नाभिदेशात् ॥ १३ ॥
Транскрипция:
тасйа̄ртха-сӯкшма̄бхинивишт̣а-др̣шт̣ер
антар-гато ’ртхо раджаса̄ танӣйа̄н
гун̣ена ка̄ла̄нугатена виддхах̣
сӯшйам̇с тада̄бхидйата на̄бхи-деш́а̄т
Синонимы:
тасйа — Его; артха — сфера; сӯкшма — тонкая; абхинивишт̣а — того, чье внимание было приковано; антах̣ — внутренняя; артхах̣ — цель; раджаса̄ — под воздействием материальной гуны страсти; танӣйа̄н — тончайшая; гун̣ена — качествами; ка̄ла — в назначенный срок; виддхах̣ — возбужденная; сӯшйан — порождая; тада̄ — тогда; абхидйата — вышла; на̄бхи — из чрева.
Перевод:
Материальная гуна страсти привела в движение тонкую форму творения, к которой было приковано внимание Господа, и заставила ее выйти из Его чрева.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 14
Оригинал:
स पद्मकोश: सहसोदतिष्ठत्
कालेन कर्मप्रतिबोधनेन ।
स्वरोचिषा तत्सलिलं विशालं
विद्योतयन्नर्क इवात्मयोनि: ॥ १४ ॥
Транскрипция:
са падма-кош́ах̣ сахасодатишт̣хат
ка̄лена карма-пратибодханена
сва-рочиша̄ тат салилам̇ виш́а̄лам̇
видйотайанн арка ива̄тма-йоних̣
Синонимы:
сах̣ — тот; падма — бутон лотоса; сахаса̄ — вдруг; удатишт̣хат — появился; ка̄лена — под воздействием времени; карма — кармическая деятельность; пратибодханена — пробуждаясь; сва — своим сиянием; тат — те; салилам — воды потопа; виш́а̄лам — безбрежные; видйотайан — освещая; арках̣ — солнцу; ива — подобно; а̄тма — возникшим из Личности Вишну.
Перевод:
Выйдя из чрева Господа, совокупная форма кармической деятельности живых существ приняла очертания бутона лотоса, порожденного Личностью Вишну. Повинуясь Его высшей воле, этот лотос, подобно солнцу, озарил все вокруг ярким светом и осушил безбрежные воды потопа.
Комментарий:
[]
Текст 15
Оригинал:
तल्लोकपद्मं स उ एव विष्णु:
प्रावीविशत्सर्वगुणावभासम् ।
तस्मिन् स्वयं वेदमयो विधाता
स्वयम्भुवं यं स्म वदन्ति सोऽभूत् ॥ १५ ॥
Транскрипция:
тал лока-падмам̇ са у эва вишн̣ух̣
пра̄вӣвиш́ат сарва-гун̣а̄вабха̄сам
тасмин свайам̇ ведамайо видха̄та̄
свайамбхувам̇ йам̇ сма ваданти со ’бхӯт
Синонимы:
тат — в тот; лока — вселенский; падмам — цветок лотоса; сах̣ — Он; у — несомненно; эва — действительно; вишн̣ух̣ — Господь; пра̄вӣвиш́ат — вошел; сарва — все; гун̣а — источник всех гун природы; тасмин — в котором; свайам — сам; веда — олицетворение ведической мудрости; видха̄та̄ — повелитель вселенной; свайам — саморожденный; йам — которого; сма — в прошлом; ваданти — так говорят; сах̣ — он; абхӯт — породил.
Перевод:
Господь Вишну в образе Сверхдуши Сам вошел во вселенский лотос и вложил в него все гуны материальной природы. После этого в лотосе родился тот, кто олицетворяет собой ведическую мудрость и кого мы называем саморожденным.
Комментарий:
Цветок лотоса, о котором здесь идет речь, — это вселенская вират-рупа, или гигантская форма Господа, существующая в материальном мире. Когда творение разрушается, вселенская форма входит во чрево Господа Вишну, чтобы снова появиться на свет в новом цикле творения. Причиной этого является Гарбходакашайи Вишну, который входит в каждую из вселенных. В вират-рупе сосредоточена совокупная кармическая деятельность всех живых существ, обусловленных материальной природой. Первым из них на свет появляется Брахма, повелитель вселенной, который рождается в цветке вселенского лотоса. У него, первого живого существа, в отличие от всех остальных, нет материального отца, и потому его называют свайамбхӯ, что значит «саморожденный». Когда творение разрушается, Брахма погружается в сон вместе с Нараяной, а когда начинается новый цикл творения, он рождается вновь, как описано выше. Из этого описания можно вынести представление о трех понятиях — грубой вират-рупе, тонком Хираньягарбхе и материальной созидательной силе, Брахме.