Текст 12

चतुर्युगानां च सहस्रमप्सु
स्वपन् स्वयोदीरितया स्वशक्त्या ।
कालाख्ययासादितकर्मतन्त्रो
लोकानपीतान्दद‍ृशे स्वदेहे ॥ १२ ॥
чатур-йуга̄на̄м̇ ча сахасрам апсу
свапан свайодӣритайа̄ сва-ш́актйа̄
ка̄ла̄кхйайа̄са̄дита-карма-тантро
лока̄н апӣта̄н дадр̣ш́е сва-дехе
чатух̣ — четырех; йуга̄на̄м — эпох; ча — также; сахасрам — тысячу; апсу — в водах; свапан — видя сны; свайа̄ — со Своей внутренней энергией; удӣритайа̄ — чтобы развивать дальше; сва — Свою энергию; ка̄ла — которую называют калой; а̄са̄дита — действуя так; карма — кармической деятельностью; лока̄н — все живые существа; апӣта̄н — синеватый; дадр̣ш́е — увидел, что; сва — Его тело.

Перевод:

Господь лежал так в течение четырех тысяч юг, покоясь в Своей внутренней энергии, и по Его внешней энергии казалось, будто Он спит, погруженный в воды потопа. Когда живые существа, побуждаемые ка̄ла-ш́акти, стали появляться на свет, чтобы продолжить свою кармическую деятельность, Он увидел, что Его трансцендентное тело приобрело синеватый оттенок.

Комментарий:

В «Вишну-пуране» энергию ка̄ла-ш́акти называют авидьей. Действие ка̄ла-ш́акти проявляется в том, что она заставляет живые существа, находящиеся в материальном мире, работать ради наслаждения плодами своего труда. Тех, кто трудится ради наслаждения плодами своей деятельности, «Бхагавад-гита» называет мудхами, глупцами. Эти глупцы трудятся не жалея сил и времени только ради того, чтобы, оставаясь в вечном рабстве, получить те или иные преходящие блага. Человек очень гордится собой и прожитой им жизнью, если ему удается оставить детям большое состояние, и ради достижения этой призрачной цели готов совершить любые грехи, не понимая того, что эти грехи будут вечно держать его в кандалах материального рабства. Оскверненное сознание живых существ и накопленные ими материальные грехи придавали совокупности живых существ синеватый оттенок. Желание трудиться ради наслаждения плодами своего труда, о котором здесь идет речь, возникает у живого существа под влиянием внешней энергии Господа, которую называют калой.
Следующие материалы:

Текст 13

तस्यार्थसूक्ष्माभिनिविष्टद‍ृष्टे-
रन्तर्गतोऽर्थो रजसा तनीयान् ।
गुणेन कालानुगतेन विद्ध:
सूष्यंस्तदाभिद्यत नाभिदेशात् ॥ १३ ॥
тасйа̄ртха-сӯкшма̄бхинивишт̣а-др̣шт̣ер
антар-гато ’ртхо раджаса̄ танӣйа̄н
гун̣ена ка̄ла̄нугатена виддхах̣
сӯшйам̇с тада̄бхидйата на̄бхи-деш́а̄т
тасйа — Его; артха — сфера; сӯкшма — тонкая; абхинивишт̣а — того, чье внимание было приковано; антах̣ — внутренняя; артхах̣ — цель; раджаса̄ — под воздействием материальной гуны страсти; танӣйа̄н — тончайшая; гун̣ена — качествами; ка̄ла — в назначенный срок; виддхах̣ — возбужденная; сӯшйан — порождая; тада̄ — тогда; абхидйата — вышла; на̄бхи — из чрева.

Перевод:

Материальная гуна страсти привела в движение тонкую форму творения, к которой было приковано внимание Господа, и заставила ее выйти из Его чрева.

Комментарий:

[]

Текст 14

स पद्मकोश: सहसोदतिष्ठत्
कालेन कर्मप्रतिबोधनेन ।
स्वरोचिषा तत्सलिलं विशालं
विद्योतयन्नर्क इवात्मयोनि: ॥ १४ ॥
са падма-кош́ах̣ сахасодатишт̣хат
ка̄лена карма-пратибодханена
сва-рочиша̄ тат салилам̇ виш́а̄лам̇
видйотайанн арка ива̄тма-йоних̣
сах̣ — тот; падма — бутон лотоса; сахаса̄ — вдруг; удатишт̣хат — появился; ка̄лена — под воздействием времени; карма — кармическая деятельность; пратибодханена — пробуждаясь; сва — своим сиянием; тат — те; салилам — воды потопа; виш́а̄лам — безбрежные; видйотайан — освещая; арках̣ — солнцу; ива — подобно; а̄тма — возникшим из Личности Вишну.

Перевод:

Выйдя из чрева Господа, совокупная форма кармической деятельности живых существ приняла очертания бутона лотоса, порожденного Личностью Вишну. Повинуясь Его высшей воле, этот лотос, подобно солнцу, озарил все вокруг ярким светом и осушил безбрежные воды потопа.

Комментарий:

[]