Текст 4
Оригинал:
अस्राक्षीद्भगवान् विश्वं गुणमय्यात्ममायया ।
तया संस्थापयत्येतद्भूय: प्रत्यपिधास्यति ॥ ४ ॥
Транскрипция:
асра̄кшӣд бхагава̄н виш́вам̇
гун̣а-маййа̄тма-ма̄йайа̄
тайа̄ сам̇стха̄пайатй этад
бхӯйах̣ пратйапидха̄сйати
Синонимы:
асра̄кшӣт — явился причиной сотворения; бхагава̄н — Личность Бога; виш́вам — вселенной; гун̣а — наделенной тремя гунами материальной природы; а̄тма — душа; ма̄йайа̄ — с помощью энергии; тайа̄ — с ее помощью; сам̇стха̄пайати — поддерживает; этат — все эти; бхӯйах̣ — затем снова; пратй — в обратном порядке уничтожает.
Перевод:
С помощью Своей самосущей энергии, состоящей из трех гун материальной природы, Господь сотворил эту вселенную. С ее же помощью Он поддерживает творение и, в обратном порядке, уничтожает его, чтобы затем все начать сначала.
Комментарий:
Господь создает материальный космос для тех живых существ, которые одержимы ложным желанием, подражая Господу, стать Им. Три гуны материальной природы необходимы для того, чтобы еще больше запутать обусловленные души. Введенное в заблуждение иллюзорной энергией и забывшее свою духовную природу живое существо считает себя частью материального творения и жизнь за жизнью все больше и больше запутывается в сетях материальной деятельности. Господь создал материальный мир не для Себя, а для тех обусловленных душ, которые, злоупотребив дарованной им Богом ограниченной независимостью, захотели сами стать повелителями. Так обусловленные души оказались в материальном мире, где вынуждены снова и снова рождаться и умирать.
Следующие материалы:
Текст 5
Оригинал:
देशत: कालतो योऽसाववस्थात: स्वतोऽन्यत: ।
अविलुप्तावबोधात्मा स युज्येताजया कथम् ॥ ५ ॥
Транскрипция:
деш́атах̣ ка̄лато йо ’са̄в
авастха̄тах̣ свато ’нйатах̣
авилупта̄вабодха̄тма̄
са йуджйета̄джайа̄ катхам
Синонимы:
деш́атах̣ — зависящий от обстоятельств; ка̄латах̣ — под влиянием времени; йах̣ — тот, кто; асау — живое существо; авастха̄тах̣ — в соответствии с положением; сватах̣ — во сне; анйатах̣ — и так далее; авилупта — угасший; авабодха — сознание; а̄тма̄ — чистая душа; сах̣ — она; йуджйета — попадает; аджайа̄ — в неведение; катхам — как же тогда.
Перевод:
Чистая душа является чистым сознанием, и потому никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивает его. Лишить душу сознания не могут ни время, ни ситуация, ни сны. Как же тогда она оказывается в невежестве?
Комментарий:
В этом стихе говорится, что сознание является постоянным спутником живого существа и всегда, при любых обстоятельствах, остается неизменным. Перемещаясь из одного места в другое, человек сознает, что изменяет свое положение в пространстве. Подобно электричеству, он существует всегда — в прошлом, настоящем и будущем. Человек хранит в памяти события, происходившие с ним в прошлом, и на основании своего прошлого опыта может прогнозировать будущее. Никогда, даже в самых неблагоприятных условиях, он не утрачивает сознания своего «я». Что же тогда заставляет живое существо забыть о своем истинном «я», о том, что оно суть чистая духовная душа, и отождествить себя с материей? Очевидно, что это может произойти только под влиянием каких-то внешних факторов. Таким образом мы приходим к выводу о том, что живое существо попадает под влияние энергии авидйи. Подтверждение этому выводу мы находим в «Вишну-пуране» и в самом начале «Шримад-Бхагаватам». В «Бхагавад-гите» (7.5) живое существо называют пара̄ пракр̣ти, а в «Вишну-пуране» — пара̄ ш́акти. В качестве энергии Верховного Господа (но не источника энергии) оно является Его неотъемлемой частицей. Источник энергии заключает в себе множество энергий, но ни одна из них не может стать равной источнику энергии. Одна энергия может подчинить себе другую, однако все они при любых обстоятельствах остаются подвластными источнику энергии. Энергия дживы, или кшетрагья-шакти Господа, склонна попадать под влияние внешней энергии, которую называют авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄. Таким образом джива оказывается в тяжких условиях материального бытия. Живое существо не может забыть о своей истинной природе до тех пор, пока не попадет под влияние энергии авидьи. И поскольку живое существо склонно попадать под влияние авидьи, оно никогда не станет равным высшему источнику энергии.
Текст 6
Оригинал:
भगवानेक एवैष सर्वक्षेत्रेष्ववस्थित: ।
अमुष्य दुर्भगत्वं वा क्लेशो वा कर्मभि: कुत: ॥ ६ ॥
Транскрипция:
бхагава̄н эка эваиша
сарва-кшетрешв авастхитах̣
амушйа дурбхагатвам̇ ва̄
клеш́о ва̄ кармабхих̣ кутах̣
Синонимы:
бхагава̄н — Верховная Личность Бога; эках̣ — один; эва — все эти; сарва — все; кшетрешу — в живых существах; авастхитах̣ — пребывает; амушйа — живых существ; дурбхагатвам — несчастье; ва̄ — и; клеш́ах̣ — страдания; ва̄ — или; кармабхих̣ — действия; кутах̣ — почему.
Перевод:
Господь в форме Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа. Почему же тогда действия живых существ приносят им несчастья и страдания?
Комментарий:
Следующий вопрос, который Видура задал Майтрее, таков: «Почему на живых существ обрушивается столько бед и несчастий, несмотря на то, что Господь в форме Сверхдуши находится в сердце каждого из них?». Тело живого существа сравнивают с деревом, усыпанным плодами, а само живое существо и Господа в аспекте Сверхдуши — с двумя птицами, сидящими на ветвях этого дерева. Индивидуальная душа поедает плоды дерева, а Сверхдуша, Господь, наблюдает за ее действиями. Когда люди страдают в государстве, где власти не следят за охраной порядка, то это вполне понятно, но как может один подданный причинять страдания другому прямо на глазах у царя? С другой стороны, говорится, что джива, живое существо, в качественном отношении тождественна Господу, поэтому невежество не способно покрыть знание, которым она обладает в чистом состоянии, и тем более это не может произойти в присутствии Верховного Господа. Как же тогда живое существо погружается в невежество и оказывается в плену майи? Господь — отец и защитник всех живых существ, Его называют бхӯта-бхр̣т, что значит «хранитель всех живых существ». Почему же тогда на живые существа обрушивается столько бед и несчастий? Этого не должно быть, но в действительности это происходит повсюду. Поэтому Видура хочет услышать ответ Майтреи на данный вопрос.