Текст 28

सोऽप्यंशगुणकालात्मा भगवद्‍दृष्टिगोचर: ।
आत्मानं व्यकरोदात्मा विश्वस्यास्य सिसृक्षया ॥ २८ ॥
со ’пй ам̇ш́а-гун̣а-ка̄ла̄тма̄
бхагавад-др̣шт̣и-гочарах̣
а̄тма̄нам̇ вйакарод а̄тма̄
виш́васйа̄сйа сиср̣кшайа̄
ам̇ш́а — полная экспансия пуруши; гун̣а — с преобладанием гуны невежества; ка̄ла — срок; а̄тма̄ — полное сознание; бхагават — Личности Бога; др̣шт̣и — поле зрения; а̄тма̄нам — многообразие форм; вйакарот — распадается; а̄тма̄ — вместилище; виш́васйа — будущих существ; асйа — этого; сиср̣кшайа̄ — возникает ложное эго.

Перевод:

Вслед за тем махат-таттва, как источник всех будущих существ, начинает дробиться на множество различных форм. Махат-таттва находится под преобладающим влиянием гуны невежества и дает начало ложному эго. Она представляет собой полную экспансию Личности Бога и в совершенстве знает принципы творения и сроки его созревания.

Комментарий:

Махат-таттва является промежуточной ступенью на пути от чистого духа к материальному существованию. Она представляет собой конгломерат материи и духа, который порождает ложное эго живого существа. Все живые существа являются отделенными частицами Личности Бога. Под влиянием ложного эго обусловленные души претендуют на роль наслаждающихся материальной природой, хотя на самом деле они — составные частицы Верховной Личности Бога. Ложное эго — это сила, которая привязывает их к материальному существованию. Господь снова и снова дает заблудшим обусловленным душам шанс избавиться от ложного эго, и именно с этой целью через определенные промежутки времени создается материальное творение. Он предоставляет обусловленным душам все необходимое для того, чтобы направить деятельность ложного эго в нужное русло, но не посягает на ту ограниченную свободу, которой они обладают как неотъемлемые частицы Господа.
Следующие материалы:

Текст 29

महत्तत्त्वाद्विकुर्वाणादहंतत्त्वं व्यजायत ।
कार्यकारणकर्त्रात्मा भूतेन्द्रियमनोमय: ।
वैकारिकस्तैजसश्च तामसश्चेत्यहं त्रिधा ॥ २९ ॥
махат-таттва̄д викурва̄н̣а̄д
ахам̇-таттвам вйаджа̄йата
ка̄рйа-ка̄ран̣а-картра̄тма̄
бхӯтендрийа-мано-майах̣
ваика̄рикас таиджасаш́ ча
та̄масаш́ четй ахам̇ тридха̄
махат — великого; таттва̄т — из причинного принципа; викурва̄н̣а̄т — трансформируется; ахам — ложное эго; таттвам — категория материи; вйаджа̄йата — проявилось; ка̄рйа — следствия; ка̄ран̣а — причина; картр̣ — деятель; а̄тма̄ — душа или источник; бхӯта — материальные элементы; индрийа — чувства; манах̣ — витающие в умственных сферах; ча — и; ча — и; ити — так; ахам — ложное эго; тридха̄ — три вида.

Перевод:

Махат-таттва, или великий причинный принцип, трансформируется в ложное эго, которое проявляется в трех аспектах — причины, следствия и деятеля. Все эти процессы протекают на уровне ума и в основе их лежат материальные элементы, грубые чувства и умозрительные построения. Ложное эго проявляется в трех разных качествах — благости, страсти и невежества.

Комментарий:

В изначальном, духовном, состоянии бытия живое существо полностью сознает, что по своей природе является вечным слугой Господа. Все души, обладающие таким чистым сознанием, являются освобожденными и потому живут вечно, в блаженстве и знании, на планетах Вайкунтхах в духовном небе. Материальный мир создается не для них. Вечно освобожденным душам, которых называют нитья-муктами, нечего делать в материальном мире. Материальное творение предназначено для мятежных душ, не желающих подчиняться Верховному Господу. Их стремление к иллюзорному господству над миром носит название ложного эго. Оно проявляется в трех гунах материальной природы и существует только в уме. Те, кто находится под влиянием гуны благости, считают каждого человека Богом и потому насмехаются над чистыми преданными, которые стараются заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Гордецы, находящиеся под влиянием гуны страсти, пытаются любыми средствами утвердить свое господство над материальной природой. Некоторые из них занимаются альтруистической деятельностью и мнят себя посланцами неба, призванными облагодетельствовать человечество, осуществляя созревшие в их умах замыслы. Они идут проторенными путями мирского альтруизма, однако в основе всех их планов лежит ложное эго. Ложное эго подобных людей порой вырастает до таких размеров, что у них возникает желание самим стать Богом. Последняя категория эгоистичных обусловленных душ — те, кто находится под влиянием гуны невежества. Такие заблудшие души принимают материальное тело за свое «я», поэтому вся их деятельность сосредоточена исключительно вокруг тела. Господь предоставляет им возможность тешиться своими порожденными ложным эго идеями, но в то же время по Своей беспредельной доброте дает им в помощь священные писания, подобные «Бхагавад-гите» и «Шримад- Бхагаватам», чтобы они могли постичь науку о Кришне и достичь истинной цели жизни. Таким образом, все материальное творение создано для живых существ, которые обусловлены ложным эго и витают на уровне ума, находясь в плену иллюзорных представлений, порожденных гунами материальной природы.

Текст 30

अहंतत्त्वाद्विकुर्वाणान्मनो वैकारिकादभूत् ।
वैकारिकाश्च ये देवा अर्थाभिव्यञ्जनं यत: ॥ ३० ॥
ахам̇-таттва̄д викурва̄н̣а̄н
мано ваика̄рика̄д абхӯт
ваика̄рика̄ш́ ча йе дева̄
артха̄бхивйан̃джанам̇ йатах̣
ахам — из принципа ложного эго; викурва̄н̣а̄т — трансформируясь; манах̣ — ум; ваика̄рика̄т — в результате взаимодействия с гуной благости; абхӯт — возникает; ваика̄рика̄х̣ — взаимодействуя с благостью; ча — также; йе — все эти; дева̄х̣ — полубоги; артха — материальный мир, воспринимаемый чувствами (феномен); абхивйан̃джанам — материальное знание; йатах̣ — источник.

Перевод:

Взаимодействуя с гуной благости, ложное эго трансформируется в ум. Все полубоги, управляющие проявленным миром, появляются на свет в результате того же процесса — соединения ложного эго и гуны благости.

Комментарий:

Взаимодействуя с различными гунами материальной природы, ложное эго порождает все составляющие проявленного мира.