Текст 11
Оригинал:
श्रद्धत्स्वैतन्मतं मह्यं जुष्टं यद्ब्रह्मवादिभि: ।
येन मामभयं याया मृत्युमृच्छन्त्यतद्विद: ॥ ११ ॥
Транскрипция:
ш́раддхатсваитан матам̇ махйам̇
джушт̣ам̇ йад брахма-ва̄дибхих̣
йена ма̄м абхайам̇ йа̄йа̄
мр̣тйум р̣ччхантй атад-видах̣
Синонимы:
ш́раддхатсва — ты можешь быть уверена; этат — в этом; матам — наставлениям; махйам — Моим; джушт̣ам — следуя; йат — которые; брахма — трансценденталистами; йена — которыми; ма̄м — Меня; абхайам — без страха; йа̄йа̄х̣ — ты достигнешь; мр̣тйум — смерть; р̣ччханти — обретают; а — люди, которые не знают об этом.
Перевод:
Моя дорогая мать, истинные трансценденталисты неукоснительно следуют наставлениям, которые Я дал тебе. Ты можешь быть уверена, что если ты пойдешь по пути самоосознания и будешь безукоризненно исполнять все предписания, то непременно избавишься от всех страхов, присущих материальной жизни, и в конце концов вернешься ко Мне. Но тем, кто ничего не знает о пути преданного служения, никогда не суждено вырваться из круговорота рождений и смертей.
Комментарий:
Материальное существование сопряжено со множеством тревог и беспокойств, поэтому тех, кто живет в материальном мире, всегда преследует страх. Но тот, кто освобождается из плена материальной жизни, одновременно избавляется и от всех своих тревог и страхов. Встав на путь преданного служения, описанный Господом Капилой, человек быстро и без труда обретет освобождение.
Следующие материалы:
Текст 12
Оригинал:
मैत्रेय उवाच
इति प्रदर्श्य भगवान्सतीं तामात्मनो गतिम् ।
स्वमात्रा ब्रह्मवादिन्या कपिलोऽनुमतो ययौ ॥ १२ ॥
Транскрипция:
маитрейа ува̄ча
ити прадарш́йа бхагава̄н
сатӣм̇ та̄м а̄тмано гатим
сва-ма̄тра̄ брахма-ва̄динйа̄
капило ’нумато йайау
Синонимы:
маитрейах̣ — Майтрея сказал; ити — таким образом; прадарш́йа — дав наставления; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; сатӣм — освященный веками; та̄м — этот; а̄тманах̣ — самоосознание; гатим — путь; сва — у Своей матери; брахма — осознав себя; капилах̣ — Господь Капила; ануматах̣ — испросив разрешение; йайау — ушел.
Перевод:
Шри Майтрея сказал: Исполнив Свою миссию — дав наставления Своей любимой матери, — Верховная Личность Бога, Господь Капила, испросил у нее разрешение и ушел из дома.
Комментарий:
Миссия, с которой Верховный Господь пришел на землю в образе Капилы, заключалась в том, чтобы открыть людям трансцендентную философию санкхьи, пронизанную духом преданного служения. Передав это знание Своей матери, а через нее — всему миру, Капиладева больше не видел смысла оставаться дома и, испросив у матери разрешение, отправился странствовать. Формально Он уходил из дома для того, чтобы посвятить Себя духовным поискам, хотя Ему нечего было искать в духовных сферах, потому что Он Сам является объектом всех духовных поисков. Играя роль обыкновенного человека, Верховный Господь хотел подать пример другим. Он, разумеется, мог бы остаться с матерью, но Своими действиями Он хотел показать, что человеку незачем жить в семье. Куда лучше вести образ жизни брахмачари, санньяси или ванапрастхи, посвящая все свое время практике сознания Кришны. Однако тому, кто не может жить один, разрешается завести семью и жить с женой и детьми, но не для удовлетворения собственных чувств, а для того, чтобы развивать в себе сознание Кришны.
Текст 13
Оригинал:
सा चापि तनयोक्तेन योगादेशेन योगयुक् ।
तस्मिन्नाश्रम आपीडे सरस्वत्या: समाहिता ॥ १३ ॥
Транскрипция:
са̄ ча̄пи танайоктена
йога̄деш́ена йога-йук
тасминн а̄ш́рама а̄пӣд̣е
сарасватйа̄х̣ сама̄хита̄
Синонимы:
са̄ — она; ча — и; апи — также; танайа — ее сыном; уктена — произнесенным; йога — наставлениям в йоге; тасмин — в этом; а̄ш́раме — жилище; а̄пӣд̣е — цветочный венок; сарасватйа̄х̣ — Сарасвати; сама̄хита̄ — погруженная в самадхи.
Перевод:
Следуя указаниям сына, Девахути, оставшаяся в своем ашраме, начала заниматься бхакти-йогой. В доме Кардамы Муни, который был так великолепно украшен цветами, что его считали цветочной короной реки Сарасвати, она достигла состояния самадхи.
Комментарий:
Девахути не стала никуда уходить, поскольку женщине не рекомендуется покидать дом. Женщина является зависимым существом. На примере жизни Девахути мы видим, что в девичестве она находилась под опекой своего отца, Сваямбхувы Ману, затем Сваямбхува Ману отдал ее в жены Кардаме Муни. В молодости она находилась на попечении мужа, а затем у нее родился сын, Капила Муни. Когда сын вырос, муж Девахути ушел из дома, и сын, исполнив свой долг перед матерью, тоже покинул ее. Она тоже могла бы уйти из дома, однако не стала делать этого. Напротив, она осталась дома и начала заниматься бхакти-йогой, следуя наставлениям своего великого сына, Капилы Муни, и благодаря ее занятиям бхакти-йогой дом Кардамы Муни стал похож на цветочную корону, венчавшую реку Сарасвати.