Текст 31
Оригинал:
ततो वर्णाश्च चत्वारस्तेषां ब्राह्मण उत्तम: ।
ब्राह्मणेष्वपि वेदज्ञो ह्यर्थज्ञोऽभ्यधिकस्तत: ॥ ३१ ॥
ब्राह्मणेष्वपि वेदज्ञो ह्यर्थज्ञोऽभ्यधिकस्तत: ॥ ३१ ॥
Транскрипция:
тато варн̣а̄ш́ ча чатва̄рас
теша̄м̇ бра̄хман̣а уттамах̣
бра̄хман̣ешв апи веда-джн̃о
хй артха-джн̃о ’бхйадхикас татах̣
теша̄м̇ бра̄хман̣а уттамах̣
бра̄хман̣ешв апи веда-джн̃о
хй артха-джн̃о ’бхйадхикас татах̣
Синонимы:
татах̣ — среди них; варн̣а̄х̣ — классы; ча — и; чатва̄рах̣ — четыре; теша̄м — их; бра̄хман̣ах̣ — брахман; уттамах̣ — лучший; бра̄хман̣ешу — среди брахманов; веда — Веды; джн̃ах̣ — тот, кто знает; хи — безусловно; артха — цель; джн̃ах̣ — тот, кто знает; абхйадхиках̣ — лучше; татах̣ — чем он.
Перевод:
Те среди людей, кто принадлежит к обществу, разделенному на сословия в соответствии с качествами людей и родом их деятельности, превосходят всех остальных, а среди них лучшими считаются брахманы, интеллектуальная элита общества. Лучшими среди брахманов являются те, кто знает Веды, а среди изучивших Веды надо всеми возвышается тот, кто постиг истинный смысл Вед.
Комментарий:
Система деления общества на сословия в соответствии с качествами людей и родом их деятельности научно обоснована. В наше время система деления общества на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр выродилась в кастовую систему. Однако очевидно, что эта социальная система очень древняя, поскольку она упомянута в «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите». Если в человеческом обществе отсутствует сословие интеллектуальных людей, сословие военных, сословие коммерсантов и сословие рабочих, члены такого общества не знают, какой деятельностью они должны заниматься. Человека, который в процессе обучения постиг Абсолютную Истину, называют брахманом, а титул веда-джн̃а присваивается тому из брахманов, которому известна цель Вед. Цель Вед заключается в постижении Абсолюта. Того, кто постиг три аспекта Абсолютной Истины: Брахман, Параматму и Бхагавана, — и понимает, что Бхагаван — это Верховная Личность Бога, считают лучшим среди брахманов, или вайшнавом.
Следующие материалы: