Текст 19
Оригинал:
मद्धर्मणो गुणैरेतै: परिसंशुद्ध आशय: ।
पुरुषस्याञ्जसाभ्येति श्रुतमात्रगुणं हि माम् ॥ १९ ॥
Транскрипция:
мад-дхарман̣о гун̣аир этаих̣
парисам̇ш́уддха а̄ш́айах̣
пурушасйа̄н̃джаса̄бхйети
ш́рута-ма̄тра-гун̣ам̇ хи ма̄м
Синонимы:
мат — Моего преданного; гун̣аих̣ — качествами; этаих̣ — этими; парисам̇ш́уддхах̣ — полностью очистившееся; а̄ш́айах̣ — сознание; пурушасйа — человека; ан̃джаса̄ — мгновенно; абхйети — достигает; ш́рута — слушанием; ма̄тра — только; гун̣ам — о качествах; хи — несомненно; ма̄м — Меня.
Перевод:
Тот, кто развил в себе все эти трансцендентные качества и таким образом очистил свое сознание, услышав Мое имя или речи, прославляющие Мои трансцендентные деяния, ощущает их привлекательность.
Комментарий:
В начале этой главы Господь объяснил Девахути, что для преданного звук имени Верховного Господа и повествования о Его качествах, формах и т.д. обладают необыкновенной привлекательностью (мад-гун̣а-ш́рути-ма̄трен̣а). Следуя правилам священных писаний, преданный постепенно обретает все трансцендентные качества. Из-за соприкосновения с материей мы развили в себе нежелательные качества. Описанный выше метод помогает человеку полностью избавиться от этой скверны. Чтобы обрести трансцендентные качества, описанные в предыдущем стихе, необходимо сначала избавиться от тех качеств, которые нас оскверняют.
Следующие материалы:
Текст 20
Оригинал:
यथा वातरथो घ्राणमावृङ्क्ते गन्ध आशयात् ।
एवं योगरतं चेत आत्मानमविकारि यत् ॥ २० ॥
Транскрипция:
йатха̄ ва̄та-ратхо гхра̄н̣ам
а̄вр̣н̇кте гандха а̄ш́айа̄т
эвам̇ йога-ратам̇ чета
а̄тма̄нам авика̄ри йат
Синонимы:
йатха̄ — как; ва̄та — воздуха; ратхах̣ — колесница; гхра̄н̣ам — обоняние; а̄вр̣н̇кте — ловит; гандхах̣ — запах; а̄ш́айа̄т — от источника; эвам — точно так же; йога — занятого преданным служением; четах̣ — сознание; а̄тма̄нам — Сверхдуша; авика̄ри — неизменная; йат — которая.
Перевод:
Подобно тому как колесница ветра мгновенно доносит запах от его источника до органа обоняния, ум того, кто постоянно занят преданным служением Господу в сознании Кришны, достигает Высшей Души, которая находится всюду.
Комментарий:
Подобно тому как легкий ветерок доносит аромат растущих в саду цветов до нашего обоняния и пленяет нас, сознание, исполненное преданности, тотчас улавливает трансцендентное присутствие Верховного Господа, который в аспекте Параматмы пребывает всюду, в том числе и в сердце каждого живого существа. В «Бхагавад-гите» Верховного Господа называют кшетра-гья; Он находится в нашем сердце и одновременно пребывает в сердцах всех других живых существ. Индивидуальная душа находится только в одном теле, поэтому у нее могут возникнуть разногласия с другой индивидуальной душой, но Сверхдуша присутствует всюду. Индивидуальные души могут расходиться во мнениях, но поскольку Сверхдуша в одной и той же форме присутствует в каждом теле, Ее называют неизменной (авика̄ри). Когда индивидуальная душа проникается сознанием Кришны, она обретает способность ощущать присутствие Сверхдуши. «Бхагавад-гита» подтверждает, что тот, кто поглощен преданным служением в сознании Кришны, может постичь Верховную Личность Бога либо как Сверхдушу, либо как Верховную Личность (бхактйа̄ ма̄м абхиджа̄нати).
Текст 21
Оригинал:
अहं सर्वेषु भूतेषु भूतात्मावस्थित: सदा ।
तमवज्ञाय मां मर्त्य: कुरुतेऽर्चाविडम्बनम् ॥ २१ ॥
Транскрипция:
ахам̇ сарвешу бхӯтешу
бхӯта̄тма̄вастхитах̣ сада̄
там аваджн̃а̄йа ма̄м̇ мартйах̣
куруте ’рча̄-вид̣амбанам
Синонимы:
ахам — Я; сарвешу — во всех; бхӯтешу — живых существах; бхӯта — Сверхдуша во всех живых существах; авастхитах̣ — находящаяся; сада̄ — всегда; там — этой Сверхдушой; аваджн̃а̄йа — пренебрегая; ма̄м — Мною; мартйах̣ — простой смертный; куруте — совершает; арча̄ — на поклонение Божеству; вид̣амбанам — пародию.
Перевод:
Я пребываю в сердце каждого живого существа в образе Сверхдуши. Если человек пренебрегает вездесущей Сверхдушой и не оказывает Ей должного почтения, но при этом поклоняется Божеству в храме, то все, что он делает, является пародией на поклонение.
Комментарий:
Тот, кто очистил свое сознание, то есть обрел сознание Кришны, способен во всем ощутить присутствие Кришны. Отсюда следует, что человек, который только поклоняется Божеству в храме и не хочет считаться с другими живыми существами, находится на самой низкой ступени преданного служения. Преданный, который поклоняется Божеству в храме, но не проявляет уважения к другим, является преданным-материалистом и относится к низшей категории преданных. Преданный должен стараться понять, что все сущее связано с Кришной, и, исходя из этого, служить всему. Служить всему — значит использовать все для служения Кришне. Если хороший по природе человек не знает, каковы его взаимоотношения с Кришной, долг продвинутого преданного — предоставить ему возможность служить Господу. Тот, кто развил в себе сознание Кришны, способен занять в служении Кришне не только живые существа, но и все, что его окружает.