Текст 34

भूतानां छिद्रदातृत्वं बहिरन्तरमेव च ।
प्राणेन्द्रियात्मधिष्ण्यत्वं नभसो वृत्तिलक्षणम् ॥ ३४ ॥
бхӯта̄на̄м̇ чхидра-да̄тр̣твам̇
бахир антарам эва ча
пра̄н̣ендрийа̄тма-дхишн̣йатвам̇
набхасо вр̣тти-лакшан̣ам
бхӯта̄на̄м — всех живых существ; чхидра — предоставлением места; бахих̣ — внешнего; антарам — внутреннего; эва — также; ча — и; пра̄н̣а — жизненного воздуха; индрийа — чувств; а̄тма — и ума; дхишн̣йатвам — будучи полем деятельности; набхасах̣ — вечного элемента; вр̣тти — деятельности; лакшан̣ам — признаки.

Перевод:

Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть является полем деятельности жизненного воздуха, чувств и ума.

Комментарий:

Ум, чувства и жизненная сила, или живое существо, обладают формой, хотя ее и нельзя увидеть невооруженным глазом. Тонкий прообраз формы пребывает в эфире, а внутри тела она проявляется в виде вен и циркуляции жизненного воздуха. Вне нас находятся невидимые формы объектов чувств. Создание невидимых объектов чувств является внешней функцией элемента эфира, а циркуляция жизненного воздуха и крови — это его внутренняя функция. Современная наука подтвердила существование в эфире тонких форм. Ученые изобрели телевидение, которое позволяет передавать формы или снятое на пленку изображение из одного места в другое, пользуясь свойствами эфира. Все это очень хорошо объяснено в данном стихе. Этот стих является потенциальной основой для огромной исследовательской работы, поскольку он объясняет, как из эфира возникают тонкие формы, какими свойствами они обладают, как действуют и как из тонкой формы образуются воспринимаемые чувствами элементы — воздух, огонь, вода и земля. Деятельность ума или психическая деятельность, которая проявляется в мышлении, эмоциях и желаниях живого существа, также протекает в эфире. Кроме того, данный стих подтверждает одно из положений «Бхагавад-гиты», которое гласит, что состояние ума в момент смерти определяет нашу следующую жизнь. Форма, существующая в уме, преобразуется в грубую форму, воспринимаемую чувствами, как только в результате осквернения из тонкой формы образуются грубые элементы.
Следующие материалы:

Текст 35

नभस: शब्दतन्मात्रात्कालगत्या विकुर्वत: ।
स्पर्शोऽभवत्ततो वायुस्त्वक्स्पर्शस्य च संग्रह: ॥ ३५ ॥
набхасах̣ ш́абда-танма̄тра̄т
ка̄ла-гатйа̄ викурватах̣
спарш́о ’бхават тато ва̄йус
твак спарш́асйа ча сан̇грахах̣
набхасах̣ — из эфира; ш́абда — который возникает из тонкого элемента звука; ка̄ла — под влиянием времени; викурватах̣ — подвергаясь трансформации; спарш́ах̣ — тонкий по природе объект осязания (касание); абхават — возникает; татах̣ — оттуда; ва̄йух̣ — воздух; твак — осязание; спарш́асйа — осязания; ча — и; сан̇грахах̣ — восприятие.

Перевод:

Сотворенный звуком эфир под влиянием времени подвергается следующей трансформации, в результате чего на свет появляется тонкий по природе объект осязания (касание), а из него образуется воздух и орган осязания.

Комментарий:

С течением времени, когда тонкие формы трансформируются в грубые, они становятся объектами осязания. Постепенная эволюция также приводит к возникновению воздуха и органа осязания. Звук является первым объектом чувств, из которого образуется материальное мироздание, восприятие звука дает начало осязанию, а осязание порождает зрение. Так происходит постепенная эволюция объектов чувств.

Текст 36

मृदुत्वं कठिनत्वं च शैत्यमुष्णत्वमेव च ।
एतत्स्पर्शस्य स्पर्शत्वं तन्मात्रत्वं नभस्वत: ॥ ३६ ॥
мр̣дутвам̇ кат̣хинатвам̇ ча
ш́аитйам ушн̣атвам эва ча
этат спарш́асйа спарш́атвам̇
тан-ма̄тратвам̇ набхасватах̣
мр̣дутвам — мягкость; кат̣хинатвам — твердость; ча — и; ш́аитйам — холод; ушн̣атвам — тепло; эва — также; ча — и; этат — это; спарш́асйа — тонкий по природе объект осязания (касание); спарш́атвам — характеристики; тат — тонкая форма; набхасватах̣ — воздуха.

Перевод:

Мягкость и твердость, холод и тепло — таковы характеристики, воспринимаемые с помощью осязания, которое представляет собой тонкую форму воздуха.

Комментарий:

Осязаемость является доказательством существования формы. По сути дела, материальные объекты на ощупь могут восприниматься двояко. Они могут быть мягкими или твердыми, холодными или горячими и т.д. Осязательная функция, которую выполняют органы осязания, возникает в результате эволюции воздуха, который формируется из эфира.