Шримад-Бхагаватам 3.25.30
Оригинал:
तदेतन्मे विजानीहि यथाहं मन्दधीर्हरे ।
सुखं बुद्ध्येय दुर्बोधं योषा भवदनुग्रहात् ॥ ३० ॥
सुखं बुद्ध्येय दुर्बोधं योषा भवदनुग्रहात् ॥ ३० ॥
Транскрипция:
тад этан ме виджа̄нӣхи
йатха̄хам̇ манда-дхӣр харе
сукхам̇ буддхйейа дурбодхам̇
йоша̄ бхавад-ануграха̄т
йатха̄хам̇ манда-дхӣр харе
сукхам̇ буддхйейа дурбодхам̇
йоша̄ бхавад-ануграха̄т
Синонимы:
тат этат — то же самое; ме — мне; виджа̄нӣхи — объясни, пожалуйста; йатха̄ — чтобы; ахам — я; манда — слаб; дхӣх̣ — чей разум; харе — о мой Господь; сукхам — с легкостью; буддхйейа — могла постичь; дурбодхам — очень трудно постичь; йоша̄ — женщина; бхават-ануграха̄т — Твоей милостью.
Перевод:
Мой дорогой сын Капила, я всего лишь женщина. Мой разум слаб, и потому мне трудно постичь Абсолютную Истину. Но если Ты соблаговолишь рассказать мне о Ней, то даже я, женщина, смогу постичь Ее и обрести трансцендентное счастье.
Комментарий:
Обыкновенному, не слишком разумному человеку трудно постичь Абсолютную Истину, но божественная милость духовного учителя может открыть доступ к сокровенному знанию даже самому ограниченному и недалекому ученику. Поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: йасйа праса̄да̄д — по милости духовного учителя ученик получает милость Верховной Личности Бога, бхагават-праса̄дах̣. Девахути просит здесь своего великого сына о снисхождении, ссылаясь на то, что она, как и всякая женщина, не отличается большим разумом и к тому же является Его матерью. И по милости Капиладевы она получит возможность осознать Абсолютную Истину, которую так трудно постичь обыкновенным людям, особенно женщинам.
Следующие материалы:
Оригинал:
मैत्रेय उवाच
विदित्वार्थं कपिलो मातुरित्थं
जातस्नेहो यत्र तन्वाभिजात: ।
तत्त्वाम्नायं यत्प्रवदन्ति सांख्यं
प्रोवाच वै भक्तिवितानयोगम् ॥ ३१ ॥
विदित्वार्थं कपिलो मातुरित्थं
जातस्नेहो यत्र तन्वाभिजात: ।
तत्त्वाम्नायं यत्प्रवदन्ति सांख्यं
प्रोवाच वै भक्तिवितानयोगम् ॥ ३१ ॥
Транскрипция:
маитрейа ува̄ча
видитва̄ртхам̇ капило ма̄тур иттхам̇
джа̄та-снехо йатра танва̄бхиджа̄тах̣
таттва̄мна̄йам̇ йат праваданти са̄н̇кхйам̇
прова̄ча ваи бхакти-вита̄на-йогам
видитва̄ртхам̇ капило ма̄тур иттхам̇
джа̄та-снехо йатра танва̄бхиджа̄тах̣
таттва̄мна̄йам̇ йат праваданти са̄н̇кхйам̇
прова̄ча ваи бхакти-вита̄на-йогам
Синонимы:
маитрейах̣ ува̄ча — Майтрея сказал; видитва̄ — зная; артхам — о намерениях; капилах̣ — Господь Капила; ма̄тух̣ — Своей матери; иттхам — так; джа̄та-снехах̣ — проникся состраданием; йатра — к ней; танва̄ — из ее тела; абхиджа̄тах̣ — родился; таттва-а̄мна̄йам — знание, полученное по цепи ученической преемственности; йат — которое; праваданти — называют; са̄н̇кхйам — философией санкхьи; прова̄ча — Он изложил; ваи — действительно; бхакти — преданное служение; вита̄на — распространяя; йогам — мистическую йогу.
Перевод:
Шри Майтрея сказал: Услышав просьбу матери, Капиладева понял ее намерения. Помня о том, что Он появился на свет из ее чрева, Капиладева проникся к Девахути состраданием и изложил ей передаваемую по цепи ученической преемственности философию санкхьи, которая сочетает в себе элементы преданного служения и мистической йоги.
Оригинал:
श्रीभगवानुवाच
देवानां गुणलिङ्गानामानुश्रविककर्मणाम् ।
सत्त्व एवैकमनसो वृत्ति: स्वाभाविकी तु या ।
अनिमित्ता भागवती भक्ति: सिद्धेर्गरीयसी ॥ ३२ ॥
देवानां गुणलिङ्गानामानुश्रविककर्मणाम् ।
सत्त्व एवैकमनसो वृत्ति: स्वाभाविकी तु या ।
अनिमित्ता भागवती भक्ति: सिद्धेर्गरीयसी ॥ ३२ ॥
Транскрипция:
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
дева̄на̄м̇ гун̣а-лин̇га̄на̄м
а̄нуш́равика-карман̣а̄м
саттва эваика-манасо
вр̣ттих̣ сва̄бха̄викӣ ту йа̄
анимитта̄ бха̄гаватӣ
бхактих̣ сиддхер гарӣйасӣ
дева̄на̄м̇ гун̣а-лин̇га̄на̄м
а̄нуш́равика-карман̣а̄м
саттва эваика-манасо
вр̣ттих̣ сва̄бха̄викӣ ту йа̄
анимитта̄ бха̄гаватӣ
бхактих̣ сиддхер гарӣйасӣ
Синонимы:
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча — Господь, Верховная Личность Бога, сказал; дева̄на̄м — чувства или полубоги, управляющие чувствами; гун̣а-лин̇га̄на̄м — которые обнаруживают объекты чувств; а̄нуш́равика — в соответствии с указаниями священных писаний; карман̣а̄м — которые действуют; саттве — уму или Господу; эва — только; эка-манасах̣ — тот, чей ум лишен двойственности; вр̣ттих̣ — склонность; сва̄бха̄викӣ — естественная; ту — действительно; йа̄ — которая; анимитта̄ — бескорыстное; бха̄гаватӣ — Личности Бога; бхактих̣ — преданное служение; сиддхех̣ — нежели освобождение; гарӣйасӣ — лучше.
Перевод:
Господь Капила сказал: Чувства олицетворяют различных полубогов, и по своей природе они склонны действовать в соответствии с предписаниями Вед. Подобно тому как чувства символизируют полубогов, ум является олицетворением Верховной Личности Бога. Склонность к служению от природы заложена в уме, и реализация этой склонности в бескорыстном преданном служении Господу во всех отношениях предпочтительнее освобождения.
Комментарий:
Чувства живого существа всегда заняты либо деятельностью, предписанной Ведами, либо материальной деятельностью. Чувствам свойственно служить какой-либо цели, а ум координирует их действия. По сути дела, ум руководит чувствами, поэтому его называют саттвой. Аналогичным образом, всеми полубогами, которые управляют материальным космосом: богом Солнца, богом Луны, Индрой и т.д., — руководит Верховная Личность Бога.
Веды утверждают, что полубоги — это различные части вселенского тела Верховной Личности Бога. Поскольку полубоги управляют также деятельностью наших чувств, чувства олицетворяют различных полубогов, а ум олицетворяет Верховного Господа. Чувства, руководимые умом, подчиняются полубогам. Когда деятельность чувств живого существа направлена на служение Верховной Личности Бога, чувства пребывают в своем естественном состоянии. Господа называют Хришикешей, поскольку в конечном счете именно Он является владыкой чувств. Склонность к деятельности от природы заложена в чувствах и уме, но когда они осквернены материей, то действуют либо ради достижения какой-нибудь материальной цели, либо ради удовлетворения полубогов, хотя на самом деле они призваны служить Верховной Личности Бога. Чувства называют хришика, а Верховную Личность Бога — Хришикешей. Чем бы ни занимались наши чувства в настоящий момент, их предназначение — служить Господу, и это служение называют бхакти.
Капиладева говорит, что преданное служение — это такое служение живого существа, при котором все его чувства поглощены служением Верховной Личности Бога и которое не продиктовано никакими корыстными мотивами. Бескорыстное служение Господу значительно превосходит сиддхи, освобождение. Бхакти, или желание служить Верховной Личности Бога, имеет трансцендентную природу и стоит неизмеримо выше мукти, освобождения. Таким образом, бхакти — это ступень, следующая за освобождением. Только освобожденная душа способна занять свои чувства служением Господу. Когда чувства человека заняты материальной деятельностью, связанной с их удовлетворением, или деятельностью, предписанной в Ведах, это значит, что он руководствуется теми или иными корыстными побуждениями, но, если те же самые чувства поглощены чистым бескорыстным служением Господу, их деятельность отвечает природе ума и называется анимиттой. Итак, ум, который не отвлекается ни на исполнение предписаний Вед, ни на материальную деятельность, но полностью поглощен сознанием Кришны, или преданным служением Верховной Личности Бога, стоит намного выше ума, охваченного желанием освобождения из плена материальной жизни.