Текст 6

तस्यां बहुतिथे काले भगवान्मधुसूदन: ।
कार्दमं वीर्यमापन्नो जज्ञेऽग्निरिव दारुणि ॥ ६ ॥
тасйа̄м̇ баху-титхе ка̄ле
бхагава̄н мадхусӯданах̣
ка̄рдамам̇ вӣрйам а̄панно
джаджн̃е ’гнир ива да̄рун̣и
тасйа̄м — у Девахути; баху — много лет спустя; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; мадху — убивший демона Мадху; ка̄рдамам — Кардамы; вӣрйам — в семя; а̄паннах̣ — вошедший; джаджн̃е — Он появился; агних̣ — огонь; ива — как; да̄рун̣и — в дровах.

Перевод:

Много лет спустя Верховная Личность Бога, Мадхусудана, победитель демона Мадху, вошел в семя Кардамы и появился в лоне Девахути, подобно тому как огонь возникает из дров во время жертвоприношения.

Комментарий:

Здесь определенно сказано, что Господь всегда остается Верховной Личностью Бога, хотя Он и пришел в этот мир как сын Кардамы Муни. Огонь уже заключен в дровах, но, чтобы он проявился, необходимо воспользоваться определенным методом. Аналогичным образом, Бог является вездесущим и, пребывая всюду, может появиться откуда угодно. В данном случае Он вошел в семя Своего преданного. Подобно тому как обыкновенное живое существо рождается, входя в семя другого живого существа, Верховная Личность Бога входит в семя Своего преданного и так становится его сыном. В этом проявляется абсолютная свобода Господа, позволяющая Ему поступать так, как Он того пожелает. Не следует думать, будто Господь входит в чрево той или иной женщины, подчиняясь законам природы, как это происходит с обыкновенным живым существом. Господь Нрисимха появился на свет из колонны во дворце Хираньякашипу, Господь Вараха — из ноздри Брахмы, а Господь Капила — из семени Кардамы, однако это не значит, что ноздря Брахмы, колонна во дворце Хираньякашипу или семя Кардамы Муни являются причиной явления Верховного Господа. Бог всегда остается Богом. Бхагава̄н мадхусӯданах̣ — Он уничтожает демонов и остается Господом даже тогда, когда становится сыном преданного. Особенно важным в этом стихе является слово ка̄рдамам, которое указывает на то, что между Господом с одной стороны и Кардамой и Девахути с другой существовали любовные взаимоотношения, или отношения, сложившиеся в процессе преданного служения. Однако это не значит, что, войдя в семя Кардамы и вместе с ним в чрево Девахути, Господь появился на свет так же, как появляются обыкновенные живые существа.
Следующие материалы:

Текст 7

अवादयंस्तदा व्योम्नि वादित्राणि घनाघना: ।
गायन्ति तं स्म गन्धर्वा नृत्यन्त्यप्सरसो मुदा ॥ ७ ॥
ава̄дайам̇с тада̄ вйомни
ва̄дитра̄н̣и гхана̄гхана̄х̣
га̄йанти там̇ сма гандхарва̄
нр̣тйантй апсарасо муда̄
ава̄дайан — играли; тада̄ — в это время; вйомни — в небесах; ва̄дитра̄н̣и — на музыкальных инструментах; гхана̄гхана̄х̣ — грозовые тучи; га̄йанти — пели; там — Ему; сма — безусловно; гандхарва̄х̣ — гандхарвы; нр̣тйанти — танцевали; апсарасах̣ — апсары; муда̄ — в экстазе ликования.

Перевод:

Когда Господь нисходил на землю, полубоги, принявшие облик грозовых туч, играли в небесах на музыкальных инструментах. Райские музыканты, гандхарвы, воспевали Его величие, а небесные танцовщицы, апсары, танцевали, охваченные ликованием.

Комментарий:

[]

Текст 8

पेतु: सुमनसो दिव्या: खेचरैरपवर्जिता: ।
प्रसेदुश्च दिश: सर्वा अम्भांसि च मनांसि च ॥ ८ ॥
петух̣ суманасо дивйа̄х̣
кхе-чараир апаварджита̄х̣
праседуш́ ча диш́ах̣ сарва̄
амбха̄м̇си ча мана̄м̇си ча
петух̣ — падали; суманасах̣ — цветы; дивйа̄х̣ — прекрасные; кхе — полубоги, парившие в небесах; апаварджита̄х̣ — осыпали; праседух̣ — испытали удовлетворение; ча — и; диш́ах̣ — стороны света; сарва̄х̣ — все; амбха̄м̇си — водоемы; ча — и; мана̄м̇си — умы; ча — и.

Перевод:

Когда Господь появился на свет, полубоги, парившие в небесах, стали осыпать землю цветами. На всю землю, на все водоемы и в умы всех живых существ низошли покой и умиротворение.

Комментарий:

Из этого стиха следует, что на высших планетах обитают живые существа, которые могут беспрепятственно перемещаться по воздуху. Люди тоже летают в космос, но при этом им приходится преодолевать множество трудностей, с которыми никогда не сталкиваются небожители. Из «Шримад-Бхагаватам» мы узнаем, что обитатели Сиддхалоки могут свободно путешествовать в космосе, перелетая с одной планеты на другую. Это они осыпали землю цветами, когда на ней появился Господь Капила, сын мудреца Кардамы.