Текст 40
Оригинал:
वैश्रम्भके सुरसने नन्दने पुष्पभद्रके ।
मानसे चैत्ररथ्ये च स रेमे रामया रत: ॥ ४० ॥
Транскрипция:
ваиш́рамбхаке сурасане
нандане пушпабхадраке
ма̄насе чаитраратхйе ча
са реме ра̄майа̄ ратах̣
Синонимы:
ваиш́рамбхаке — в саду Вайшрамбхака; сурасане — в саду Сурасана; нандане — в саду Нандана; пушпабхадраке — в саду Пушпабхадрака; ма̄насе — у озера Манаса саровара; чаитраратхйе — в саду Чайтраратхья; ча — и; сах̣ — он; реме — наслаждался; ра̄майа̄ — своей женой; ратах̣ — довольный.
Перевод:
Довольный женой, Кардама наслаждался в своем воздушном замке не только на горе Меру, но и в садах Вайшрамбхака, Сурасана, Нандана, Пушпабхадрака и Чайтраратхья, а также на берегах озера Манаса-саровара.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 41
Оригинал:
भ्राजिष्णुना विमानेन कामगेन महीयसा ।
वैमानिकानत्यशेत चरँल्लोकान् यथानिल: ॥ ४१ ॥
Транскрипция:
бхра̄джишн̣уна̄ вима̄нена
ка̄ма-гена махӣйаса̄
ваима̄ника̄н атйаш́ета
чарал̐ лока̄н йатха̄нилах̣
Синонимы:
бхра̄джишн̣уна̄ — ослепительном; вима̄нена — на воздушном корабле; ка̄ма — который летал, послушный его воле; махӣйаса̄ — великом; ваима̄ника̄н — полубогов в их воздушных кораблях; атйаш́ета — он превзошел; чаран — путешествуя; лока̄н — с одной планеты на другую; йатха̄ — как; анилах̣ — воздух.
Перевод:
Так он путешествовал с одной планеты на другую, подобно ветру, который веет повсюду, не встречая преград. Передвигаясь по воздуху в своем великолепном, излучающем сияние воздушном замке, который летал, послушный его воле, он превзошел даже полубогов.
Комментарий:
Планеты, на которых живут полубоги, могут двигаться только по своим орбитам, но Кардама Муни с помощью своих мистических сил беспрепятственно перемещался по всей вселенной. Живых существ, обитателей этой вселенной, называют обусловленными душами; это значит, что у них отсутствует свобода передвижения. Мы, жители земного шара, не можем по своему желанию путешествовать на другие планеты. Сейчас люди пытаются достичь других планет вселенной, но до сих пор все их попытки не привели к успеху. Достичь других планет практически невозможно — законы природы даже полубогам не позволяют перемещаться с одной планеты на другую. Однако с помощью своих мистических сил Кардама Муни сумел превзойти полубогов и путешествовал по всей вселенной. Здесь приведено очень удачное сравнение. Слова йатха̄ анилах̣ указывают на то, что ветер движется повсюду, не встречая на своем пути никаких преград; свободный, как ветер, Кардама Муни тоже беспрепятственно путешествовал по всей вселенной.
Текст 42
Оригинал:
किं दुरापादनं तेषां पुंसामुद्दामचेतसाम् ।
यैराश्रितस्तीर्थपदश्चरणो व्यसनात्यय: ॥ ४२ ॥
Транскрипция:
ким̇ дура̄па̄данам̇ теша̄м̇
пум̇са̄м удда̄ма-четаса̄м
йаир а̄ш́ритас тӣртха-падаш́
чаран̣о вйасана̄тйайах̣
Синонимы:
ким — что; дура̄па̄данам — трудно достичь; теша̄м — для тех; пум̇са̄м — людей; удда̄ма — которые исполнены решимости; йаих̣ — которые; а̄ш́ритах̣ — нашли прибежище; тӣртха — Верховной Личности Бога; чаран̣ах̣ — стоп; вйасана — которые разрушают опасности.
Перевод:
Для целеустремленного человека, который нашел прибежище под сенью лотосных стоп Верховной Личности Бога, нет ничего невозможного. Из стоп Господа вытекает Ганга и другие священные реки, которые устраняют все опасности, подстерегающие человека в материальной жизни.
Комментарий:
В этом стихе особого внимания заслуживают слова йаир а̄ш́ритас тӣртха-падаш́ чаран̣ах̣. Тӣртха-па̄да — это одно из имен Верховной Личности Бога. Ганга считается священной рекой только потому, что вытекает из пальца на ноге Вишну. Ее предназначение — помочь обусловленным душам избавиться от всех материальных страданий. Поэтому для того, кто укрылся под сенью священных лотосных стоп Господа, нет ничего невозможного. Кардама Муни был необыкновенной личностью, но не потому, что владел мистическими силами, а потому, что был великим преданным Господа. Здесь сказано, что для великого преданного, такого, как Кардама Муни, нет ничего невозможного. Хотя йоги, как видно на примере Кардамы, способны творить всевозможные чудеса, сам он был больше, чем просто йогом, ибо принадлежал к числу великих преданных Господа. Поэтому Кардама Муни стоит гораздо выше обыкновенных йогов. Как сказано в «Бхагавад-гите», «из всех йогов самым лучшим является преданный Господа». Такого человека, как Кардама Муни, ни в коем случае нельзя считать обусловленной душой, он уже достиг освобождения и превзошел даже полубогов, которые относятся к разряду обусловленных душ. Даже наслаждаясь в обществе своей жены и целого сонма женщин, Кардама Муни оставался трансцендентным к материальной обусловленной жизни. Поэтому в данном стихе употреблено слово вйасана̄тйайах̣, которое указывает на то, что Кардама Муни не принадлежал к числу обусловленных душ. Он был выше любых ограничений материального мира.