Текст 14

तदोजसा दैत्यमहाभटार्पितं
चकासदन्त:ख उदीर्णदीधिति ।
चक्रेण चिच्छेद निशातनेमिना
हरिर्यथा तार्क्ष्यपतत्रमुज्झितम् ॥ १४ ॥
тад оджаса̄ даитйа-маха̄-бхат̣а̄рпитам̇
чака̄сад антах̣-кха удӣрн̣а-дӣдхити
чакрен̣а чиччхеда ниш́а̄та-немина̄
харир йатха̄ та̄ркшйа-пататрам уджджхитам
тат — этот трезубец; оджаса̄ — изо всех сил; даитйа — среди демонов; маха̄ — могучим воином; арпитам — брошенный; чака̄сат — сияя; антах̣ — в небе; удӣрн̣а — усилил; дӣдхити — сияние; чакрен̣а — диском Сударшана; чиччхеда — разнес на мелкие куски; ниш́а̄та — острый; немина̄ — край; харих̣ — Индра; йатха̄ — как; та̄ркшйа — Гаруды; пататрам — крыло; уджджхитам — отданное.

Перевод:

Собрав все свои силы, могучий демон метнул трезубец в Господа, и, пролетая по небу, трезубец озарил его своим сиянием. Но Господь, Личность Бога, острым диском Сударшана разнес его трезубец на мелкие куски, как некогда Индра отсек крыло Гаруды.

Комментарий:

Упомянутое здесь столкновение между Гарудой и Индрой произошло при следующих обстоятельствах. Однажды Гаруда, орел, который носит Господа, похитил у полубогов, обитателей райских планет, сосуд с нектаром, чтобы освободить свою мать Винату, которая попала в рабство к его мачехе, матери змей Кадру. Узнав об этом, царь небес Индра метнул в него молнию. Из уважения к непобедимому оружию Индры, Гаруда, который носит на себе Господа и потому не знает поражений, уронил одно из своих крыльев, и молния разорвала его на клочки. Обитатели высших планет столь благородны, что, даже сражаясь друг с другом, никогда не нарушают законов чести. В данном случае Гаруда хотел выразить уважение Индре; зная о том, что оружие Индры должно поразить какую-то цель, он решил пожертвовать ради этого своим крылом.
Следующие материалы:

Текст 15

वृक्णे स्वशूले बहुधारिणा हरे:
प्रत्येत्य विस्तीर्णमुरो विभूतिमत् ।
प्रवृद्धरोष: स कठोरमुष्टिना
नदन् प्रहृत्यान्तरधीयतासुर: ॥ १५ ॥
вр̣кн̣е сва-ш́ӯле бахудха̄рин̣а̄ харех̣
пратйетйа вистӣрн̣ам уро вибхӯтимат
правр̣ддха-рошах̣ са кат̣хора-мушт̣ина̄
надан прахр̣тйа̄нтарадхӣйата̄сурах̣
вр̣кн̣е — когда разнес; сва — его трезубец; бахудха̄ — на мелкие куски; арин̣а̄ — диском Сударшана; пратйетйа — ринувшись к; вистӣрн̣ам — широкую; урах̣ — грудь; вибхӯти — обитель богини процветания; правр̣ддха — усилив; рошах̣ — гнев; сах̣ — Хираньякша; кат̣хора — железным; мушт̣ина̄ — своим кулаком; надан — с криком; прахр̣тйа — ударив; антарадхӣйата — исчез; асурах̣ — демон.

Перевод:

Когда диск Личности Бога разнес его трезубец на мелкие куски, Хираньякша пришел в неописуемую ярость. Он ринулся к Господу и, издав оглушительный крик, ударил Его своим железным кулаком прямо в широкую грудь, украшенную знаком Шриватсы, и сразу скрылся из виду.

Комментарий:

Шриватсой называют завиток белых волос, который украшает грудь Господа и является отличительным признаком Верховной Личности Бога. Обитатели Вайкунтхалоки или Голоки Вриндаваны внешне как две капли воды похожи на Верховную Личность, и только знак Шриватсы на груди Господа отличает Его от всех остальных.

Текст 16

तेनेत्थमाहत: क्षत्तर्भगवानादिसूकर: ।
नाकम्पत मनाक् क्‍वापि स्रजा हत इव द्विप: ॥ १६ ॥
тенеттхам а̄хатах̣ кшаттар
бхагава̄н а̄ди-сӯкарах̣
на̄кампата мана̄к ква̄пи
сраджа̄ хата ива двипах̣
тена — от Хираньякши; иттхам — так; а̄хатах̣ — получив удар; кшаттах̣ — о Видура; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; а̄ди — первый вепрь; на — не дрогнул; мана̄к — даже слегка; ква — нигде; сраджа̄ — гирляндой из цветов; хатах̣ — получивший удар; ива — словно; двипах̣ — слон.

Перевод:

О Видура, получив удар демона, Господь, который был первым вепрем во вселенной, даже не шелохнулся. Он стоял как ни в чем не бывало, словно слон, которого ударили венком из цветов.

Комментарий:

Хираньякша, как уже говорилось, некогда служил Господу на Вайкунтхе, но затем пал в материальный мир и родился демоном. Сражение с Господом должно было принести ему освобождение. Когда на трансцендентное тело Господа обрушился удар демона, Господь испытал такое же удовольствие, какое испытывает взрослый отец, борющийся со своим маленьким сыном. Иногда отец забавляется, затевая шуточную борьбу с сыном; точно так же удары Хираньякши казались Господу цветами, которыми Его осыпают преданные, когда поклоняются Ему. Иначе говоря, Господь затеял это сражение, чтобы испытать трансцендентное блаженство, и потому удар врага доставил Ему огромное удовольствие.