Текст 40

पीतांशुके पृथुनितम्बिनि विस्फुरन्त्या
काञ्‍च्यालिभिर्विरुतया वनमालया च ।
वल्गुप्रकोष्ठवलयं विनतासुतांसे
विन्यस्तहस्तमितरेण धुनानमब्जम् ॥ ४० ॥
пӣта̄м̇ш́уке пр̣тху-нитамбини виспхурантйа̄
ка̄н̃чйа̄либхир вирутайа̄ вана-ма̄лайа̄ ча
валгу-пракошт̣ха-валайам̇ вината̄-сута̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам
пӣта — покрытые желтой тканью; пр̣тху — Его широкие бедра; виспхурантйа̄ — сверкавшим; ка̄н̃чйа̄ — поясом; алибхих̣ — пчелами; вирутайа̄ — жужжащими; вана — гирляндой из свежих цветов; ча — и; валгу — прекрасные; пракошт̣ха — запястья; валайам — браслетами; вината̄ — Гаруды, сына Винаты; ам̇се — на плече; винйаста — покоилась; хастам — одна рука; итарен̣а — другой рукой; дхуна̄нам — держал; абджам — цветок лотоса.

Перевод:

Его украшал пояс, сверкавший на желтой ткани, которая облегала Его широкие бедра, и гирлянда из свежих цветов, вокруг которой жужжа кружились пчелы. Его изящные запястья были украшены браслетами; одной рукой Господь опирался на плечо Гаруды, а в другой держал лотос.

Комментарий:

В данном стихе приводится полное описание Верховной Личности Бога, Господа, каким Его увидели четыре мудреца. Господь был облачен в желтые одежды, а Его талия была тонкой и изящной. Везде, где заходит речь о гирлянде на груди Господа или Его спутников на планетах Вайкунтхи, обязательно упоминаются пчелы, которые жужжа вьются вокруг нее. Господь, представший перед ними, был так прекрасен, что преданные не могли оторвать от Него глаз. Одна рука Господа покоилась на плече Гаруды, а в другой Он держал цветок лотоса. Так выглядит Верховная Личность Бога, Нараяна.
Следующие материалы:

Текст 41

विद्युत्क्षिपन्मकरकुण्डलमण्डनार्ह-
गण्डस्थलोन्नसमुखं मणिमत्किरीटम् ।
दोर्दण्डषण्डविवरे हरता परार्ध्य-
हारेण कन्धरगतेन च कौस्तुभेन ॥ ४१ ॥
видйут-кшипан-макара-кун̣д̣ала-ман̣д̣ана̄рха-
ган̣д̣а-стхалоннаса-мукхам̇ ман̣имат-кирӣт̣ам
дор-дан̣д̣а-шан̣д̣а-виваре харата̄ пара̄рдхйа-
ха̄рен̣а кандхара-гатена ча каустубхена
видйут — молнию; кшипат — затмевая; макара — в форме крокодила; кун̣д̣ала — серьги; ман̣д̣ана — украшение; арха — подходит; ган̣д̣а — щеки; уннаса — точеный нос; мукхам — лицо; ман̣и — усыпанная самоцветами; кирӣт̣ам — корона; дох̣ — Его четырех сильных рук; шан̣д̣а — группа; виваре — между; харата̄ — чудесное; пара — бесценное; ха̄рен̣а — ожерелье; кандхара — украшавшее Его шею; ча — и; каустубхена — драгоценным камнем Каустубха.

Перевод:

Щеки Господа оттеняли красоту сиявших ярче молнии подвесок в форме крокодила и придавали Его лицу неизъяснимую прелесть. У Него был точеный нос, а голову венчала корона, усыпанная самоцветами. На груди Господа, между четырех сильных рук, красовалось чудесное ожерелье, а шею украшал драгоценный камень Каустубха.

Комментарий:

[]

Текст 42

अत्रोपसृष्टमिति चोत्स्मितमिन्दिराया:
स्वानां धिया विरचितं बहुसौष्ठवाढ्यम् ।
मह्यं भवस्य भवतां च भजन्तमङ्गं
नेमुर्निरीक्ष्य नवितृप्तद‍ृशो मुदा कै: ॥ ४२ ॥
атропаср̣шт̣ам ити чотсмитам индира̄йа̄х̣
сва̄на̄м̇ дхийа̄ вирачитам̇ баху-саушт̣хава̄д̣хйам
махйам̇ бхавасйа бхавата̄м̇ ча бхаджантам ан̇гам̇
немур нирӣкшйа на витр̣пта-др̣ш́о муда̄ каих̣
атра — в том, что касается красоты; упаср̣шт̣ам — усмиренная; ити — так; ча — и; утсмитам — гордость за свою красоту; индира̄йа̄х̣ — богини процветания; сва̄на̄м — Его преданных; дхийа̄ — разумом; вирачитам — на которую медитируют; баху — великолепно украшенный; махйам — меня; бхавасйа — Господа Шивы; бхавата̄м — всех вас; ча — и; бхаджантам — объект поклонения; ан̇гам — фигуру; немух̣ — склонились; нирӣкшйа — увидев; на — не; витр̣пта — могли наглядеться; др̣ш́ах̣ — глаза; муда̄ — радостно; каих̣ — головами.

Перевод:

Ослепительная красота Нараяны, многократно умноженная разумом Его преданных, была неотразима. Перед ней бледнела даже богиня процветания, которая так гордится своей непревзойденной красотой. О полубоги, Господу, представшему перед Кумарами, поклоняюсь я, Господь Шива и все вы. Мудрецы, жадно ловившие каждое движение Господа, радостно приклонили головы к Его лотосным стопам.

Комментарий:

Красота Господа столь пленительна, что ее невозможно описать никакими словами. Считается, что в пределах духовного и материального творения Господа нет никого прекраснее богини процветания, и она знает о своей непревзойденной красоте, но даже ее красота померкла, когда преданные увидели ее в обществе Господа. Иначе говоря, в присутствии Господа красота богини процветания отступает на второй план. По словам поэтов-вайшнавов, красота Господа затмевает красоту сотен тысяч Купидонов, поэтому Его называют Мадана-мохана. Однако известно, что порою Господь Сам теряет голову от красоты Радхарани. Поэты говорят, что в подобных случаях Господь Кришна, которого зовут Мадана-мохана, становится Мадана-дахой — «покоренным красотой Радхарани». На самом деле красота Господа является непревзойденной и затмевает даже красоту Лакшми на планетах Вайкунтхи. Преданные Господа на Вайкунтхе хотят, чтобы самым прекрасным существом на свете был Господь, но преданные в Гокуле или на Кришналоке желают, чтобы Радхарани Своей красотой затмевала Кришну. И Господь, которого называют бхакта-ватсала, что значит «исполняющий желания Своих преданных», принимает тот облик, который радует взоры таких преданных, как Господь Брахма, Господь Шива и другие полубоги. Здесь, перед преданными-мудрецами Кумарами, Господь также предстал в Своем самом прекрасном облике, и они, не в силах наглядеться на Него, не могли оторвать глаз от Господа.