Шримад-Бхагаватам 3.14.47
Оригинал:
यत्प्रसादादिदं विश्वं प्रसीदति यदात्मकम् ।
स स्वदृग्भगवान् यस्य तोष्यतेऽनन्यया दृशा ॥ ४७ ॥
स स्वदृग्भगवान् यस्य तोष्यतेऽनन्यया दृशा ॥ ४७ ॥
Транскрипция:
йат-праса̄да̄д идам̇ виш́вам̇
прасӣдати йад-а̄тмакам
са сва-др̣г бхагава̄н йасйа
тошйате ’нанйайа̄ др̣ш́а̄
прасӣдати йад-а̄тмакам
са сва-др̣г бхагава̄н йасйа
тошйате ’нанйайа̄ др̣ш́а̄
Синонимы:
йат — чьей; праса̄да̄т — милостью; идам — эта; виш́вам — вселенная; прасӣдати — обретает счастье; йат — чей; а̄тмакам — будучи всемогущим; сах̣ — Он; сва-др̣к — проявляет особую заботу о Своих преданных; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; йасйа — чьим; тошйате — доволен; ананйайа̄ — непоколебимым; др̣ш́а̄ — разумом.
Перевод:
Его будут любить все живые существа, поскольку Личность Бога, верховный повелитель вселенной, всегда доволен преданным, помыслы которого сосредоточены только на Господе.
Комментарий:
Верховная Личность Бога в аспекте Сверхдуши пребывает всюду и может по Своему желанию направлять действия каждого. Будущего внука Дити, который, согласно предсказанию, станет великим преданным Господа, будут любить все, даже враги его отца, так как везде и всюду он будет видеть только Верховную Личность Бога. Чистый преданный всюду, куда ни бросит взгляд, видит Господа, которому поклоняется. Отвечая ему взаимностью, Господь устраивает так, что все живые существа, в которых Он пребывает как Сверхдуша, проникаются к чистому преданному любовью, поскольку находящийся в их сердцах Господь внушает им дружеские чувства к Своему преданному. История знает немало примеров того, как даже свирепые хищники начинали дружелюбно относиться к чистому преданному Господа.
Следующие материалы:
Оригинал:
स वै महाभागवतो महात्मा
महानुभावो महतां महिष्ठ: ।
प्रवृद्धभक्त्या ह्यनुभाविताशये
निवेश्य वैकुण्ठमिमं विहास्यति ॥ ४८ ॥
महानुभावो महतां महिष्ठ: ।
प्रवृद्धभक्त्या ह्यनुभाविताशये
निवेश्य वैकुण्ठमिमं विहास्यति ॥ ४८ ॥
Транскрипция:
са ваи маха̄-бха̄гавато маха̄тма̄
маха̄нубха̄во махата̄м̇ махишт̣хах̣
правр̣ддха-бхактйа̄ хй анубха̄вита̄ш́айе
нивеш́йа ваикун̣т̣хам имам̇ виха̄сйати
маха̄нубха̄во махата̄м̇ махишт̣хах̣
правр̣ддха-бхактйа̄ хй анубха̄вита̄ш́айе
нивеш́йа ваикун̣т̣хам имам̇ виха̄сйати
Синонимы:
сах̣ — он; ваи — безусловно; маха̄-бха̄гаватах̣ — лучший из всех преданных; маха̄-а̄тма̄ — великий разум; маха̄-анубха̄вах̣ — непререкаемый авторитет; махата̄м — из великих душ; махишт̣хах̣ — величайший; правр̣ддха — созревший; бхактйа̄ — с помощью преданного служения; хи — несомненно; анубха̄вита — достигнув состояния экстаза на стадии анубхавы; а̄ш́айе — в уме; нивеш́йа — войдя; ваикун̣т̣хам — в духовное царство; имам — этот (материальный мир); виха̄сйати — оставит.
Перевод:
Этот лучший из преданных Господа будет обладать великим разумом, непререкаемым авторитетом и превзойдет все великие души. Поднявшись на высшую ступень преданного служения, он достигнет состояния трансцендентного экстаза и, оставив материальный мир, войдет в духовное царство.
Комментарий:
Трансцендентное преданное служение Господу в своем развитии проходит через три стадии, которые на санскрите называются стха̄йи-бха̄ва, анубха̄ва и маха̄бха̄ва. Постоянно переживаемая любовь к Богу в ее совершенном выражении называется стхайи-бхавой, а когда такая любовь проявляется в определенной форме трансцендентных взаимоотношений, ее называют анубхавой. Стадия махабхавы доступна только для личностных форм энергии наслаждения Господа. Из данного стиха явствует, что внук Дити Прахлада Махараджа будет постоянно медитировать на Господа и неустанно прославлять Его. Поскольку Прахлада будет все время погружен в медитацию, то, оставив материальное тело, он без труда достигнет духовного мира. Однако самым простым методом подобной медитации является повторение и слушание святого имени Господа. Этот метод особо рекомендован для века Кали, в который мы живем.
Оригинал:
अलम्पट: शीलधरो गुणाकरो
हृष्ट: परर्द्ध्या व्यथितो दु:खितेषु ।
अभूतशत्रुर्जगत: शोकहर्ता
नैदाघिकं तापमिवोडुराज: ॥ ४९ ॥
हृष्ट: परर्द्ध्या व्यथितो दु:खितेषु ।
अभूतशत्रुर्जगत: शोकहर्ता
नैदाघिकं तापमिवोडुराज: ॥ ४९ ॥
Транскрипция:
алампат̣ах̣ ш́ӣла-дхаро гун̣а̄каро
хр̣шт̣ах̣ парарддхйа̄ вйатхито дух̣кхитешу
абхӯта-ш́атрур джагатах̣ ш́ока-харта̄
наида̄гхикам̇ та̄пам ивод̣ура̄джах̣
хр̣шт̣ах̣ парарддхйа̄ вйатхито дух̣кхитешу
абхӯта-ш́атрур джагатах̣ ш́ока-харта̄
наида̄гхикам̇ та̄пам ивод̣ура̄джах̣
Синонимы:
алампат̣ах̣ — добродетельный; ш́ӣла-дхарах̣ — достойный; гун̣а-а̄карах̣ — средоточие всех самых лучших качеств; хр̣шт̣ах̣ — радующийся; пара-р̣ддхйа̄ — счастью других; вйатхитах̣ — опечаленный; дух̣кхитешу — горем других; абхӯта-ш́атрух̣ — не имеющий врагов; джагатах̣ — всей вселенной; ш́ока-харта̄ — развеивающий скорбь; наида̄гхикам — вызванные летним солнцем; та̄пам — страдания; ива — подобно; уд̣у-ра̄джах̣ — луне.
Перевод:
Он станет воплощением добродетели и кладезем всех лучших качеств; у него не будет врагов, он будет радоваться счастью других и горевать вместе с теми, кого постигло горе. Он избавит все вселенные от скорби, подобно прохладной луне, которая приходит на смену палящему летнему солнцу.
Комментарий:
Прахлада Махараджа, идеальный преданный Господа, был наделен всеми лучшими качествами, какими только может обладать человек. Даже будучи императором всего мира, он никогда не злоупотреблял своей властью. С самого раннего детства Прахлада проявлял самые лучшие качества. Кашьяпа Муни не пускается в перечисление достоинств Прахлады Махараджи, а только замечает, что он будет наделен всеми добродетелями. Это отличительный признак чистого преданного. Главное качество чистого преданного заключается в том, что его нельзя назвать лампат̣а, распущенным человеком. Другое качество преданного — его неотступное желание облегчить бремя страданий человечества. Самым большим несчастьем живых существ является то, что они забыли о Кришне. Поэтому чистый преданный стремится пробудить в каждом сознание Кришны. Это единственное, что может избавить живое существо от всех страданий.