Текст 44-45
Оригинал:
कश्यप उवाच
कृतशोकानुतापेन सद्य: प्रत्यवमर्शनात् ।
भगवत्युरुमानाच्च भवे मय्यपि चादरात् ॥ ४४ ॥
पुत्रस्यैव च पुत्राणां भवितैक: सतां मत: ।
गास्यन्ति यद्यश: शुद्धं भगवद्यशसा समम् ॥ ४५ ॥
Транскрипция:
каш́йапа ува̄ча
кр̣та-ш́ока̄нута̄пена
садйах̣ пратйавамарш́ана̄т
бхагаватй уру-ма̄на̄ч ча
бхаве майй апи ча̄дара̄т
путрасйаива ча путра̄н̣а̄м̇
бхавитаиках̣ сата̄м̇ матах̣
га̄сйанти йад-йаш́ах̣ ш́уддхам̇
бхагавад-йаш́аса̄ самам
Синонимы:
каш́йапах̣ — мудрец Кашьяпа сказал; кр̣та — скорбишь; анута̄пена — раскаиваешься; садйах̣ — тотчас; пратйавамарш́ана̄т — верно рассуждаешь; бхагавати — к Верховной Личности Бога; уру — великую; ма̄на̄т — любовь; ча — и; бхаве — к Господу Шиве; майи — а также ко мне; ча — и; а̄дара̄т — уважением; путрасйа — сына; эва — несомненно; ча — и; путра̄н̣а̄м — из сыновей; бхавита̄ — родится; эках̣ — один; сата̄м — преданных; матах̣ — признанный; га̄сйанти — распространит; йат — чья; йаш́ах̣ — слава; ш́уддхам — трансцендентной; бхагават — Личности Бога; йаш́аса̄ — со славой; самам — одинаково.
Перевод:
Мудрец Кашьяпа сказал: Поскольку ты скорбишь о случившемся и раскаиваешься в содеянном, рассуждаешь верно, обладаешь непоколебимой верой в Верховную Личность Бога, а также любишь Господа Шиву и меня, один из сыновей [Прахлада] твоего сына [Хираньякашипу] станет великим преданным Господа, и его слава разнесется по свету так же широко, как слава Самой Личности Бога.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 46
Оригинал:
योगैर्हेमेव दुर्वर्णं भावयिष्यन्ति साधव: ।
निर्वैरादिभिरात्मानं यच्छीलमनुवर्तितुम् ॥ ४६ ॥
Транскрипция:
йогаир хемева дурварн̣ам̇
бха̄вайишйанти са̄дхавах̣
нирваира̄дибхир а̄тма̄нам̇
йач-чхӣлам анувартитум
Синонимы:
йогаих̣ — пройдя процесс очищения; хема — золото; ива — подобно; дурварн̣ам — низкопробное; бха̄вайишйанти — очищается; са̄дхавах̣ — святые личности; нирваира — развивая в себе незлобивость и т.д.; а̄тма̄нам — души; йат — чей; ш́ӣлам — нрав; анувартитум — идя по стопам.
Перевод:
Идя по его стопам, праведники будут стараться развить в себе качества, которыми обладал он, — миролюбие и незлобивость, подобно тому как низкопробное золото улучшает свои качества в процессе очищения.
Комментарий:
Практика йоги, в процессе которой очищается экзистенциальное самосознание человека, основана в первую очередь на принципе обуздания чувств. Не научившись владеть чувствами, невозможно избавиться от враждебности и злобы. Все обусловленные живые существа завидуют друг другу и враждуют между собой, но те, кто достиг освобождения, утрачивают всякую враждебность по отношению к другим. Несмотря на то, что отец Прахлады Махараджи причинял своему сыну бесчисленные страдания, после его смерти Прахлада Махараджа попросил Верховную Личность Бога даровать ему освобождение. Он не стал просить у Господа ничего для себя, вместо этого он молил об освобождении своего отца-атеиста. Прахлада ни словом не упрекнул даже тех, кто по наущению его отца мучил и истязал его.
Текст 47
Оригинал:
यत्प्रसादादिदं विश्वं प्रसीदति यदात्मकम् ।
स स्वदृग्भगवान् यस्य तोष्यतेऽनन्यया दृशा ॥ ४७ ॥
Транскрипция:
йат-праса̄да̄д идам̇ виш́вам̇
прасӣдати йад-а̄тмакам
са сва-др̣г бхагава̄н йасйа
тошйате ’нанйайа̄ др̣ш́а̄
Синонимы:
йат — чьей; праса̄да̄т — милостью; идам — эта; виш́вам — вселенная; прасӣдати — обретает счастье; йат — чей; а̄тмакам — будучи всемогущим; сах̣ — Он; сва — проявляет особую заботу о Своих преданных; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; йасйа — чьим; тошйате — доволен; ананйайа̄ — непоколебимым; др̣ш́а̄ — разумом.
Перевод:
Его будут любить все живые существа, поскольку Личность Бога, верховный повелитель вселенной, всегда доволен преданным, помыслы которого сосредоточены только на Господе.
Комментарий:
Верховная Личность Бога в аспекте Сверхдуши пребывает всюду и может по Своему желанию направлять действия каждого. Будущего внука Дити, который, согласно предсказанию, станет великим преданным Господа, будут любить все, даже враги его отца, так как везде и всюду он будет видеть только Верховную Личность Бога. Чистый преданный всюду, куда ни бросит взгляд, видит Господа, которому поклоняется. Отвечая ему взаимностью, Господь устраивает так, что все живые существа, в которых Он пребывает как Сверхдуша, проникаются к чистому преданному любовью, поскольку находящийся в их сердцах Господь внушает им дружеские чувства к Своему преданному. История знает немало примеров того, как даже свирепые хищники начинали дружелюбно относиться к чистому преданному Господа.