Текст 26

एष दैनन्दिन: सर्गो ब्राह्मस्त्रैलोक्यवर्तन: ।
तिर्यङ्‌नृपितृदेवानां सम्भवो यत्र कर्मभि: ॥ २६ ॥
эша даинан-динах̣ сарго
бра̄хмас траилокйа-вартанах̣
тирйан̇-нр̣-питр̣-дева̄на̄м̇
самбхаво йатра кармабхих̣
эшах̣ — все этапы творения; даинам — ежедневно; саргах̣ — творение; бра̄хмах̣ — в течение дня Брахмы; траилокйа — создание и разрушение трех миров; тирйак — низшие животные; нр̣ — люди; питр̣ — планет Пита; дева̄на̄м — полубогов; самбхавах̣ — появление; йатра — где; кармабхих̣ — в цикле кармической деятельности.

Перевод:

На этапе творения, который охватывает день Брахмы, три планетные системы — Сварга, Мартья и Патала — периодически создаются и разрушаются, а их обитатели (низшие животные, люди, полубоги и питы) рождаются и умирают, пожиная плоды своей кармической деятельности.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 27

मन्वन्तरेषु भगवान् बिभ्रत्सत्त्वं स्वमूर्तिभि: ।
मन्वादिभिरिदं विश्वमवत्युदितपौरुष: ॥ २७ ॥
манвантарешу бхагава̄н
бибхрат саттвам̇ сва-мӯртибхих̣
манв-а̄дибхир идам̇ виш́вам
аватй удита-паурушах̣
ману — в эпоху каждого Ману; бхагава̄н — Личность Бога; бибхрат — проявляя; саттвам — Свою внутреннюю энергию; сва — с помощью различных воплощений; ману — Ману и других; идам — эту; виш́вам — вселенную; авати — поддерживает; удита — являя; паурушах̣ — божественное могущество.

Перевод:

В период правления каждого из Ману Верховная Личность Бога нисходит в материальный мир, являя Свою внутреннюю энергию в различных воплощениях, таких, как Ману и другие. Так Господь поддерживает вселенную, демонстрируя Свое божественное могущество.

Комментарий:

[]

Текст 28

तमोमात्रामुपादाय प्रतिसंरुद्धविक्रम: ।
कालेनानुगताशेष आस्ते तूष्णीं दिनात्यये ॥ २८ ॥
тамо-ма̄тра̄м упа̄да̄йа
пратисам̇руддха-викрамах̣
ка̄лена̄нугата̄ш́еша
а̄сте тӯшн̣ӣм̇ дина̄тйайе
тамах̣ — гуна невежества или мрак ночи; ма̄тра̄м — лишь малая часть; упа̄да̄йа — принимая; пратисам̇руддха — приостанавливая действие всех созидательных энергий; ка̄лена — с помощью вечного калы; аш́ешах̣ — бесчисленные живые существа; а̄сте — остаются; тӯшн̣ӣм — безмолвными; дина — на исходе дня.

Перевод:

На исходе дня Брахмы под влиянием ничтожно малой части гуны невежества огромная вселенная погружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения, и в мире воцаряется безмолвие.

Комментарий:

В данном стихе описана ночь Брахмы, которая наступает под влиянием времени, соприкасающегося с ничтожно малой частью материальной гуны тьмы. Разрушение трех миров осуществляет олицетворение тьмы, Рудра, принимающий облик огня вечного времени, пламя которого пожирает все три мира. Эти три мира называются Бхух, Бхувах и Свах или Патала, Мартья и Сварга. Бесчисленные живые существа исчезают в пучине потопа, а на сцену, где только что давала представление энергия Верховного Господа, словно занавес, опускается тьма, и в мире воцаряется безмолвие.