Текст 5
Оригинал:
तद्विलोक्याब्जसम्भूतो वायुना यदधिष्ठित: ।
पद्ममम्भश्च तत्कालकृतवीर्येण कम्पितम् ॥ ५ ॥
Транскрипция:
тад вилокйа̄бджа-самбхӯто
ва̄йуна̄ йад-адхишт̣хитах̣
падмам амбхаш́ ча тат-ка̄ла
кр̣та-вӣрйен̣а кампитам
Синонимы:
тат — глядя на это; абджа — родившийся на лотосе; ва̄йуна̄ — ветром; йат — тот; адхишт̣хитах̣ — на котором он сидел; падмам — лотос; амбхах̣ — воды; ча — также; тат — сотворенный вечным временем; вӣрйен̣а — с присущей ему силой; кампитам — сотрясаясь.
Перевод:
Затем Брахма увидел, как от порывов ураганного ветра на поверхности воды, из которой рос его лотос, поднялись волны, и лотос стал раскачиваться из стороны в сторону.
Комментарий:
Материальный мир называют иллюзорным, так как это место, где трансцендентное любовное служение Господу предано забвению. Поэтому неудивительно, что тот, кто занимается преданным служением Господу в материальном мире, время от времени попадает в весьма затруднительное положение. Две враждующие стороны — иллюзорная энергия и преданный — постоянно находятся друг с другом в состоянии войны, и слабый преданный может пасть жертвой сокрушительного натиска могущественной иллюзорной энергии. Однако по беспричинной милости Господа у Брахмы хватило сил, чтобы устоять под ударами материальной энергии, хотя та и причинила ему немало беспокойств, на какое- то время сделав его положение очень шатким.
Следующие материалы:
Текст 6
Оригинал:
तपसा ह्येधमानेन विद्यया चात्मसंस्थया ।
विवृद्धविज्ञानबलो न्यपाद् वायुं सहाम्भसा ॥ ६ ॥
Транскрипция:
тапаса̄ хй эдхама̄нена
видйайа̄ ча̄тма-сам̇стхайа̄
вивр̣ддха-виджн̃а̄на-бало
нйапа̄д ва̄йум̇ саха̄мбхаса̄
Синонимы:
тапаса̄ — благодаря аскезам; хи — несомненно; эдхама̄нена — углубляя; видйайа̄ — трансцендентные знания; ча — также; а̄тма — себя; сам̇стхайа̄ — достигший самоосознания; вивр̣ддха — зрелый; виджн̃а̄на — практические навыки; балах̣ — сила; нйапа̄т — выпил; ва̄йум — ветер; саха — вместе с водой.
Перевод:
За долгое время, в течение которого Брахма совершал аскезы и постигал трансцендентную науку самоосознания, он накопил большой практический опыт, поэтому он втянул в себя весь ветер, а вместе с ним и воду.
Комментарий:
Борьба за существование, которую пришлось вести Брахме, — наглядный пример непрекращающегося противоборства между населяющими материальный мир живыми существами и иллюзорной энергией, майей. Со времен Брахмы и до наших дней все живые существа ведут борьбу с силами материальной природы. Наука и трансцендентное самоосознание помогают человеку в его попытках покорить враждебную стихию материальной энергии. Современная материалистическая наука и аскезы, через которые прошло человечество, помогли ему добиться замечательного прогресса в овладении силами материальной природы. Однако наибольшего успеха в управлении материальной энергией достигает тот, кто предается Верховной Личности Бога и выполняет Его волю, посвящая себя трансцендентному любовному служению Господу.
Текст 7
Оригинал:
तद्विलोक्य वियद्व्यापि पुष्करं यदधिष्ठितम् ।
अनेन लोकान् प्राग्लीनान् कल्पितास्मीत्यचिन्तयत् ॥ ७ ॥
Транскрипция:
тад вилокйа вийад-вйа̄пи
пушкарам̇ йад-адхишт̣хитам
анена лока̄н пра̄г-лӣна̄н
калпита̄смӣтй ачинтайат
Синонимы:
тат — всматриваясь в это; вийат — широко раскинувшийся; пушкарам — лотос; йат — тот, на котором; адхишт̣хитам — он сидел; анена — посредством этого; лока̄н — все планеты; пра̄к — до этого находившиеся в непроявленном состоянии; калпита̄ — я создам; ити — так; ачинтайат — он думал.
Перевод:
Увидев, что лотос, на котором он восседал, занимает все пространство вселенной, Брахма стал размышлять над тем, как сотворить планеты, которые до этого уже были помещены в лотос.
Комментарий:
В лотосе, на котором восседал Брахма, находились семена всех планет вселенной. Господь уже создал все планеты, и все живые существа уже родились в Брахме. Материальный мир и живые существа в зачаточной форме были созданы Верховной Личностью Бога, и Брахме оставалось только рассеять семена творения по всей вселенной. Поэтому настоящее творение называют саргой, а его последующий переход в проявленное состояние, который осуществляет Брахма, — висаргой.