Текст 37

किं वा कृताघेष्वघमत्यमर्षी
भीमोऽहिवद्दीर्घतमं व्यमुञ्चत् ।
यस्याङ्‌घ्रि पातं रणभूर्न सेहे
मार्गं गदायाश्चरतो विचित्रम् ॥ ३७ ॥
ким̇ ва̄ кр̣та̄гхешв агхам атйамаршӣ
бхӣмо ’хивад дӣргхатамам̇ вйамун̃чат
йасйа̄н̇гхри-па̄там̇ ран̣а-бхӯр на сехе
ма̄ргам̇ гада̄йа̄ш́ чарато вичитрам
ким — ли; ва̄ — также; кр̣та — выполнил; агхешу — на нечестивцев; агхам — в гневе; ати — непобедимый; бхӣмах̣ — Бхима; ахи — подобный кобре; дӣргха — долго сдерживаемый; вйамун̃чат — излил; йасйа — чей; ан̇гхри — выступая; ран̣а — поле битвы; на — не могли; сехе — вынести; ма̄ргам — путь; гада̄йа̄х̣ — палицей; чаратах̣ — играя; вичитрам — чудесной.

Перевод:

Расскажи, пожалуйста, обрушил ли непобедимый Бхима, который подобен кобре, свой столь долго сдерживаемый гнев на головы этих нечестивцев? Когда, играя палицей, он выходил на поле битвы, все воины, собравшиеся там, приходили в неописуемый ужас.

Комментарий:

Видуре была хорошо известна сила Бхимы. Всякий раз, когда Бхима появлялся на поле битвы, поступь этого великого воина и ловкость, с которой он играл своей палицей, приводили неприятеля в трепет. Долгое время могучий Бхима не предпринимал никаких действий против сыновей Дхритараштры, поэтому Видуру интересовало, дал ли Бхима выход своему гневу, который был подобен гневу раненой кобры. Когда кобра, долго сдерживавшая свой гнев, выпускает наконец яд, ее жертва обречена на гибель.
Следующие материалы:

Текст 38

कच्चिद्यशोधा रथयूथपानां
गाण्डीवधन्वोपरतारिरास्ते ।
अलक्षितो यच्छरकूटगूढो
मायाकिरातो गिरिशस्तुतोष ॥ ३८ ॥
каччид йаш́одха̄ ратха-йӯтхапа̄на̄м̇
га̄н̣д̣ӣва-дханвопарата̄рир а̄сте
алакшито йач-чхара-кӯт̣а-гӯд̣хо
ма̄йа̄-кира̄то гириш́ас тутоша
каччит — ли; йаш́ах̣ — славный; ратха — среди великих воинов, сражающихся на колесницах; га̄н̣д̣ӣва — Гандива; дханва — лук; упарата — тот, кто победил всех врагов; а̄сте — обстоит благополучно; алакшитах̣ — неузнанный; йат — чье; ш́ара — покрыт стрелами; ма̄йа̄ — мнимый охотник; гириш́ах̣ — Господь Шива; тутоша — остался доволен.

Перевод:

[Пожалуйста, расскажи,] все ли благополучно у Арджуны, чей лук носит имя Гандивы. Среди воинов, сражающихся на колесницах, он славится тем, что всегда побеждает своих врагов. Даже Господь Шива остался доволен Арджуной, когда, однажды представ перед ним в облике охотника, был встречен, неузнанный, градом его стрел.

Комментарий:

Однажды Господь Шива решил испытать силу Арджуны и затеял с ним ссору из-за убитого вепря. Он предстал перед Арджуной в одежде охотника, и Арджуна осыпал его стрелами до тех пор, пока тот окончательно не убедился в его мастерском владении луком. Благословив Арджуну, Шива даровал ему оружие Пашупати. Видура хотел знать, как обстояли дела у этого великого воина.

Текст 39

यमावुतस्वित्तनयौ पृथाया:
पार्थैर्वृतौ पक्ष्मभिरक्षिणीव ।
रेमात उद्दाय मृधे स्वरिक्थं
परात्सुपर्णाविव वज्रिवक्त्रात् ॥ ३९ ॥
йама̄в утасвит танайау пр̣тха̄йа̄х̣
па̄ртхаир вр̣тау пакшмабхир акшин̣ӣва
рема̄та удда̄йа мр̣дхе сва-риктхам̇
пара̄т супарн̣а̄в ива ваджри-вактра̄т
йамау — два близнеца (Накула и Сахадева); утасвит — ли; танайау — сыновья; пр̣тха̄йа̄х̣ — Притхи; па̄ртхаих̣ — сыновья Притхи; вр̣тау — защищенные; пакшмабхих̣ — веками; акшин̣ӣ — глаз; ива — как; рема̄те — беззаботно играя; удда̄йа — вырвать; мр̣дхе — в бою; сва — свою собственность; пара̄т — у врага, Дурьйодханы; супарн̣ау — Гаруда, носящий Господа Вишну; ива — как; ваджри — изо рта Индры.

Перевод:

Все ли благополучно у близнецов, живущих под опекой старших братьев? Как веки защищают глаза, так близнецов защищают сыновья Притхи, которые отняли у своего врага Дурьйодханы принадлежавшее им по праву царство, подобно тому как некогда Гаруда унес нектар из уст громовержца Индры.

Комментарий:

Индра, царь небес, держит в руке молнию и наделен огромной силой, тем не менее Гаруда, который носит Господа Вишну, сумел похитить нектар прямо из его рта. По силе Дурьйодхана не уступал царю небес, однако сыновья Притхи, Пандавы, сумели отнять у него свое царство. И Гаруда, и Партхи — любимые преданные Господа, поэтому они способны одержать победу над любым, даже самым сильным, противником.
Вопрос Видуры касался младших братьев Пандавов, Накулы и Сахадевы. Братья-близнецы были сыновьями Мадри, мачехи остальных Пандавов. Но хотя они и приходились сыновьям Кунти сводными братьями, она (после смерти Мадри на погребальном костре Махараджи Панду) заботилась о них как о своих собственных детях, и потому Накула и Сахадева выросли такими же, как трое старших Пандавов — Юдхиштхира, Бхима и Арджуна. Весь мир считает пятерых Пандавов родными братьями. Трое старших братьев заботились о младших и защищали их так же, как веки защищают глаза. Видура хотел знать, счастливо ли живут младшие Пандавы под опекой своих старших братьев, после того как те вернули назад свое царство, отняв его у Дурьйодханы.