Текст 17

युगानि युगमानं च धर्मो यश्च युगे युगे ।
अवतारानुचरितं यदाश्चर्यतमं हरे: ॥ १७ ॥
йуга̄ни йуга-ма̄нам̇ ча
дхармо йаш́ ча йуге йуге
авата̄ра̄нучаритам̇
йад а̄ш́чарйатамам̇ харех̣
йуга̄ни — разные эпохи; йуга — продолжительность каждой эпохи; ча — а также; дхармах̣ — определенные предписанные обязанности; йах̣ — и какое; йуге — в каждую югу, или определенную эпоху; авата̄ра — воплощение; анучаритам — и деяния воплощения; йат — какие; а̄ш́чарйатамам — поразительные деяния; харех̣ — Верховного Господа.

Перевод:

Расскажи, пожалуйста, о различных эпохах, сменяющих друг друга за время существования мироздания, и о том, какова продолжительность каждой из них. Поведай мне также о деяниях воплощений Господа, приходящих в разные эпохи.

Комментарий:

Господь Кришна — изначальная Личность Бога, а все воплощения Верховного Господа, хотя и не отличаются от Него, являются вторичными и исходят из Всевышнего. Махараджа Парикшит просит великого ученого-мудреца Шукадеву Госвами рассказать ему о деяниях различных воплощений Господа, чтобы таким образом, по описаниям, содержащимся в авторитетных шастрах, можно было распознать воплощение Господа. Махараджа Парикшит не хотел уподобляться невежественным людям, которые, поддавшись сентиментам, готовы кого угодно принять за воплощение Господа. Он хотел узнать, как определить воплощение Господа на основании признаков, упомянутых в ведических писаниях и подтвержденных таким ачарьей, как Шукадева Госвами. Господь нисходит посредством Своей внутренней энергии, не подчиняясь законам материальной природы, поэтому Его деяния также необыкновенны. Все деяния Господа описаны в шастрах, и необходимо понять, что эти деяния, находясь на абсолютном уровне, тождественны Самому Господу. Поэтому слушать рассказы о деяниях Господа — то же самое, что непосредственно общаться с Ним. А общаться с Господом — значит очищаться от материальной скверны. Мы уже обсуждали этот вопрос в предыдущем томе.
Следующие материалы:

Текст 18

नृणां साधारणो धर्म: सविशेषश्च याद‍ृश: ।
श्रेणीनां राजर्षीणां च धर्म: कृच्छ्रेषु जीवताम् ॥ १८ ॥
нр̣н̣а̄м̇ са̄дха̄ран̣о дхармах̣
савиш́ешаш́ ча йа̄др̣ш́ах̣
ш́рен̣ӣна̄м̇ ра̄джаршӣн̣а̄м̇ ча
дхармах̣ кр̣ччхрешу джӣвата̄м
нр̣н̣а̄м — человеческого общества; са̄дха̄ран̣ах̣ — общая; дхармах̣ — религиозная принадлежность; са — частности; ча — также; йа̄др̣ш́ах̣ — как они есть; ш́рен̣ӣна̄м — трех определенных классов; ра̄джаршӣн̣а̄м — сословия святых царей; ча — также; дхармах̣ — предписанные обязанности; кр̣ччхрешу — в случае бедственного положения; джӣвата̄м — живых существ.

Перевод:

Будь добр, объясни также, что может служить основой, объединяющей все религиозные верования, которые существуют в человеческом обществе, и расскажи о религиозных обязанностях, которые надлежит исполнять всем сословиям людей. Объясни, каким образом общество делится на сословия и кто относится к правящему сословию царей. Расскажи также, каким религиозным принципам должны следовать те, кто попал в беду.

Комментарий:

Общая религия для всех людей, независимо от их положения, — это преданное служение. Преданным служением Господу могут заниматься даже животные, и лучший пример тому — Шри Ваджрангаджи, Хануман, великий преданный Господа Шри Рамы. Мы уже говорили, что даже дикари и каннибалы могут служить Господу, если ими будет руководить Его истинный представитель. «Сканда-пурана» рассказывает о жившем в джунглях охотнике, который под руководством Шри Нарады Муни стал великим преданным Господа. Итак, в преданном служении Господу могут участвовать все живые существа.
Очевидно, что религиозные верования, меняющиеся в зависимости от страны и культурной среды, не могут служить общей религией для всех людей. Однако в основе всех без исключения религий лежит принцип преданного служения. Даже если какая-либо религия не признает верховной власти Личности Бога, ее последователям все равно приходится подчиняться принципам, установленным ее основателем. Основатель религиозной секты не может быть Всевышним, потому что достиг своего высокого положения, совершив те или иные аскезы. Но Верховной Личности Бога, чтобы стать Всевышним, нет необходимости совершать аскезы, что доказывают деяния Господа Кришны.
Обязанности, предписанные различным варнам и ашрамам и определяющие источники средств к существованию всех членов общества, также опираются на принцип преданного служения. «Бхагавад-гита» утверждает, что, отдавая плоды предписанной ему деятельности для преданного служения Господу, человек достигает высшего совершенства жизни. Тот, кто следует принципам преданного служения Господу, никогда не попадет в затруднительное положение, поэтому говорить об а̄пад-дхарме — религии для бедствующих — не имеет смысла. Как объясняет в этой книге величайший авторитет Шрила Шукадева Госвами, нет иной религии, кроме преданного служения Господу, хотя оно может принимать разные формы.

Текст 19

तत्त्वानां परिसंख्यानं लक्षणं हेतुलक्षणम् ।
पुरुषाराधनविधिर्योगस्याध्यात्मिकस्य च ॥ १९ ॥
таттва̄на̄м̇ парисан̇кхйа̄нам̇
лакшан̣ам̇ хету-лакшан̣ам
пуруша̄ра̄дхана-видхир
йогасйа̄дхйа̄тмикасйа ча
таттва̄на̄м — элементов, из которых состоит творение; парисан̇кхйа̄нам — число таких элементов; лакшан̣ам — признаки; хету — свойства причин; пуруша — Господа; а̄ра̄дхана — преданного служения; видхих̣ — правила и предписания; йогасйа — занятий йогой; адхйа̄тмикасйа — духовного метода, ведущего к преданному служению; ча — также.

Перевод:

Расскажи о первоэлементах творения, о том, сколько их, каково их происхождение и как они развиваются, а также о пути преданного служения и методе, позволяющем развить в себе мистические силы.

Комментарий:

[]