Текст 5

गृहीत्वाजादयो यस्य श्रीमत्पादाब्जदर्शनम् ।
मनसा योगपक्वेन स भवान् मेऽक्षिगोचर: ॥ ५ ॥
гр̣хӣтва̄джа̄дайо йасйа
ш́рӣмат-па̄да̄бджа-дарш́анам
манаса̄ йога-паквена
са бхава̄н ме ’кши-гочарах̣
гр̣хӣтва̄ — получение; аджа — (возможности стать) Брахмой и другими; йасйа — чье; ш́рӣмат — средоточия всего великолепия; па̄да — лотосных стоп; дарш́анам — созерцанием; манаса̄ — умом; йога — достигшим зрелости в йоге; сах̣ — Он; бхава̄н — Ты; ме — моих; акши — глаз; го — доступный восприятию.

Перевод:

Полубоги, такие как Господь Брахма, достигли своего высокого положения, просто созерцая Твои прекрасные лотосные стопы. Они получили такую возможность после того, как их ум благодаря практике йоги обрел зрелость. Теперь же, о мой Господь, Ты лично явился и передо мной.

Комментарий:

Маркандея Риши отмечает, что возвышенные полубоги, такие как Господь Брахма, достигли своего положения, просто взглянув на лотосные стопы Господа. Ему же, Маркандее Риши, представилась возможность созерцать все тело Господа Кришны, целиком. Таким образом, он даже представить себе не мог всей выпавшей на его долю удачи.
Следующие материалы:

Текст 6

अथाप्यम्बुजपत्राक्ष पुण्यश्लोकशिखामणे ।
द्रक्ष्ये मायां यया लोक: सपालो वेद सद्भ‍िदाम् ॥ ६ ॥
атха̄пй амбуджа-патра̄кша
пун̣йа-ш́лока-ш́икха̄ман̣е
дракшйе ма̄йа̄м̇ йайа̄ локах̣
са-па̄ло веда сад-бхида̄м
атха — тем не менее; амбуджа — как лепестки лотоса; акша — о Ты, чьи глаза; пун̣йа — среди знаменитых личностей; ш́икха̄ — о бриллиант; дракшйе — я хочу увидеть; ма̄йа̄м — иллюзорную энергию; йайа̄ — из за которой; локах̣ — весь мир; са — вместе с управляющими им полубогами; веда — полагает; сат — абсолютной реальности; бхида̄м — материальное разнообразие.

Перевод:

О лотосоокий Господь, о лучший из тех, кто славится в этом мире, хотя я полностью доволен, просто созерцая Тебя перед собой, тем не менее мне хотелось бы увидеть Твою иллюзорную энергию, под влиянием которой весь мир вместе с управляющими им полубогами считает, что реальность исполнена материального разнообразия.

Комментарий:

Обусловленной душе кажется, что материальный мир состоит из отдельных, не зависящих друг от друга объектов. В действительности же все объекты этого мира по природе своей едины, ибо представляют собой проявления разных энергий Верховного Господа. Маркандее Риши интересно увидеть своими глазами, как именно майя, энергия Господа, вводящая живых существ в заблуждение, повергает их в иллюзию.

Текст 7

सूत उवाच
इतीडितोऽर्चित: काममृषिणा भगवान् मुने ।
तथेति स स्मयन् प्रागाद् बदर्याश्रममीश्वर: ॥ ७ ॥
сӯта ува̄ча
итӣд̣ито ’рчитах̣ ка̄мам
р̣шин̣а̄ бхагава̄н муне
татхети са смайан пра̄га̄д
бадарй-а̄ш́рамам ӣш́варах̣
сӯтах̣ — Сута Госвами сказал; ити — этими словами; ӣд̣итах̣ — прославленный; арчитах̣ — почтённый; ка̄мам — до удовлетворения; р̣шин̣а̄ — мудрецом Маркандеей; бхагава̄н — Личность Бога; муне — о мудрый Шаунака; татха̄ — «Да будет так!»; сах̣ — Он; смайан — улыбаясь; пра̄га̄т — отправился; бадарӣ — в Бадарикашрам; ӣш́варах̣ — Верховный Господь.

Перевод:

Сута Госвами сказал: О мудрый Шаунака! Довольный молитвами Маркандеи и оказанными Ему почестями, Господь, Верховная Личность Бога, улыбнувшись, ответил: «Будь по-твоему», после чего удалился к Себе в Бадарикашрам.

Комментарий:

Слова бхагава̄н и ӣш́вара, использованные в этом стихе, относятся к Верховному Господу, воплотившемуся в облике двух мудрецов, близнецов Нары и Нараяны. Как отмечает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, улыбка Господа была печальной, ибо Ему больше по душе, когда чистые преданные сторонятся Его иллюзорной энергии. Интерес к проявлениям иллюзорной энергии Господа иногда перерастает в греховные материальные желания. Тем не менее, чтобы порадовать Своего преданного Маркандею, Господь выполнил его просьбу. Он поступил как отец, который не может отговорить своего сына от потакания пагубным желаниям и потому ждет, когда сын, испытав на себе их плачевные последствия, добровольно откажется от своих намерений. Итак, зная, что́ вскоре произойдет с Маркандеей, Господь улыбнулся и приготовился показать ему Свою иллюзорную энергию.