Текст 1

श्रीशुक उवाच
अत्रानुवर्ण्यतेऽभीक्ष्णं विश्वात्मा भगवान् हरि: ।
यस्य प्रसादजो ब्रह्मा रुद्र: क्रोधसमुद्भ‍व: ॥ १ ॥
ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
атра̄нуварн̣йате ’бхӣкшн̣ам̇
виш́ва̄тма̄ бхагава̄н харих̣
йасйа праса̄да-джо брахма̄
рудрах̣ кродха-самудбхавах̣
ш́рӣ — Шри Шукадева Госвами сказал; атра — в этом «Шримад Бхагаватам»; ануварн̣йате — подробно описывается; абхӣкшн̣ам — вновь и вновь; виш́ва — Душа всей вселенной; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; харих̣ — Господь Хари; йасйа — из которого; праса̄да — из умиротворения; джах̣ — рожден; брахма̄ — Господь Брахма; рудрах̣ — Господь Шива; кродха — из гнева; самудбхавах̣ — чье рождение.

Перевод:

Шукадева Госвами сказал: В этом «Шримад-Бхагаватам» повествуется о Высшей Душе всего сущего — Личности Бога, Хари, — из умиротворения которого рождается Брахма, а из гнева — Рудра.

Комментарий:

В своем комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает подробное изложение сути «Шримад-Бхагаватам». Основная мысль ачарьи состоит в том, что высшее совершенство жизни — это безусловное любовное предание Верховному Господу, Кришне, описанное Шукадевой Госвами. Единственная цель «Шримад-Бхагаватам» — убедить обусловленные души предаться Господу и вернуться домой, обратно к Богу.
Следующие материалы:

Текст 2

त्वं तु राजन् मरिष्येति पशुबुद्धिमिमां जहि ।
न जात: प्रागभूतोऽद्य देहवत्त्वं न नङ्‌क्ष्यसि ॥ २ ॥
твам̇ ту ра̄джан маришйети
паш́у-буддхим има̄м̇ джахи
на джа̄тах̣ пра̄г абхӯто ’дйа
деха-ват твам̇ на нан̇кшйаси
твам — ты; ту — но; ра̄джан — о царь; маришйе — я вот вот умру; ити — думая так; паш́у — образ мыслей животного; има̄м — это; джахи — оставь; на — не; джа̄тах̣ — рожден; пра̄к — ранее; абхӯтах̣ — не существующий; адйа — сегодня; деха — как тело; твам — ты; на — не будешь уничтожен.

Перевод:

О царь, ты не должен, подобно животному, думать: «Я умру». В отличие от тела, ты никогда не рождался. Не было такого времени, когда бы ты не существовал, и сейчас ты тоже не умрешь.

Комментарий:

В конце Первой песни (1.19.15) царь Парикшит сказал:
там̇ мопайа̄там̇ пратийанту випра̄
ган̇га̄ ча девӣ дхр̣та-читтам ӣш́е
двиджопаср̣шт̣ах̣ кухакас такшако ва̄
даш́атв алам̇ га̄йата вишн̣у-га̄тха̄х̣
«О брахманы, считайте меня полностью предавшейся душой, и пусть Мать-Ганга, представляющая Господа, так же относится ко мне, ибо я уже поместил лотосные стопы Господа в свое сердце. Пусть летучий змей или любое другое магическое творение — что бы там ни создал брахман — сейчас же ужалит меня. Единственное, чего я хочу, — чтобы вы все продолжали воспевать деяния Господа Вишну».
Еще до того, как царь Парикшит выслушал «Шримад-Бхагаватам», он уже был маха-бхагаватой, величайшим чистым преданным Господа Кришны. На самом деле царь не испытывал животного страха перед смертью, однако ради нашего блага Шукадева Госвами очень строго обращается к своему ученику, так же как в «Бхагавад-гите» Господь Кришна жестко отчитывает Арджуну.

Текст 3

न भविष्यसि भूत्वा त्वं पुत्रपौत्रादिरूपवान् ।
बीजाङ्कुरवद् देहादेर्व्यतिरिक्तो यथानल: ॥ ३ ॥
на бхавишйаси бхӯтва̄ твам̇
путра-паутра̄ди-рӯпава̄н
бӣджа̄н̇кура-вад деха̄дер
вйатирикто йатха̄налах̣
на — ты не родишься; бхӯтва̄ — ставший; твам — ты; путра — детей; паутра — внуков; а̄ди — и так далее; рӯпа — приняв формы; бӣджа — семя; ан̇кура — и росток; ват — как; деха — от материального тела и его атрибутов; вйатириктах̣ — отличный; йатха̄ — как; аналах̣ — огонь (от дров).

Перевод:

Не думай, что ты родишься вновь в облике сыновей и внуков, подобно ростку, который возникает из семени, а затем рождает новое семя. Нет, ты не имеешь ничего общего с материальным телом и его порождениями, так же как и огонь не имеет ничего общего с дровами.

Комментарий:

Некоторые люди мечтают родиться сыном своих собственных детей, чтобы все время оставаться в одной и той же материальной семье. Как утверждается в шрути-мантре, пита̄ путрен̣а питр̣ма̄н йони-йонау: «Сын может стать отцом для своего отца, ибо тот может родиться своим собственным внуком». «Шримад-Бхагаватам» ведет читателя к духовному освобождению, а не к бессмысленному поддержанию иллюзии телесного самоотождествления, и данный стих не оставляет в этом никаких сомнений.