Текст 43

श्रीनारद उवाच
धर्मान् भागवतानित्थं श्रुत्वाथ मिथिलेश्वर: ।
जायन्तेयान् मुनीन् प्रीत: सोपाध्यायो ह्यपूजयत् ॥ ४३ ॥
ш́рӣ-на̄рада ува̄ча
дхарма̄н бха̄гавата̄н иттхам̇
ш́рутва̄тха митхилеш́варах̣
джа̄йантейа̄н мунӣн прӣтах̣
сопа̄дхйа̄йо хй апӯджайат
ш́рӣ — Нарада Муни сказал; дхарма̄н — науку о преданном служении Верховной Личности Бога; иттхам — таким образом; ш́рутва̄ — выслушав; атха — затем; митхила̄ — правитель Митхилы, царь Ними; джа̄йантейа̄н — сыновьям Джаянти; мунӣн — мудрецам; прӣтах̣ — довольный; са — вместе со жрецами; хи — воистину; апӯджайат — провел обряд поклонения.

Перевод:

Нарада Муни сказал: Услышав о науке преданного служения, Ними, царь Митхилы, испытал глубокое удовлетворение и вместе со своими жрецами провел обряд поклонения мудрым сыновьям Джаянти.

Комментарий:

Слово джа̄йантейа̄н относится к девяти Йогендрам, явившимся на свет из лона Джаянти, жены Ришабхадевы.
Следующие материалы:

Текст 44

ततोऽन्तर्दधिरे सिद्धा: सर्वलोकस्य पश्यत: ।
राजा धर्मानुपातिष्ठन्नवाप परमां गतिम् ॥ ४४ ॥
тато ’нтардадхире сиддха̄х̣
сарва-локасйа паш́йатах̣
ра̄джа̄ дхарма̄н упа̄тишт̣ханн
ава̄па парама̄м̇ гатим
татах̣ — после этого; антардадхире — они исчезли; сиддха̄х̣ — совершенные души, мудрецы, возглавляемые Кави; сарва — все присутствующие; паш́йатах̣ — наблюдавшие; ра̄джа̄ — царь; дхарма̄н — этим принципам духовной жизни; упа̄тишт̣хан — верно следуя; ава̄па — достиг; парама̄м — высшей; гатим — цели.

Перевод:

Затем на глазах у всех присутствующих мудрецы исчезли. Царь Ними честно следовал принципам духовной жизни, о которых он узнал от Нава-Йогендр, и так достиг наивысшей цели.

Комментарий:

[]

Текст 45

त्वमप्येतान् महाभाग धर्मान् भागवतान् श्रुतान् ।
आस्थित: श्रद्धया युक्तो नि:सङ्गो यास्यसे परम् ॥ ४५ ॥
твам апй эта̄н маха̄-бха̄га
дхарма̄н бха̄гавата̄н ш́рута̄н
а̄стхитах̣ ш́раддхайа̄ йукто
них̣сан̇го йа̄сйасе парам
твам — ты (Васудева); апи — тоже; эта̄н — в этих; маха̄ — о самый удачливый; дхарма̄н — принципах; бха̄гавата̄н — преданного служения; ш́рута̄н — о которых ты услышал; а̄стхитах̣ — пребывая; ш́раддхайа̄ — верой; йуктах̣ — наделенный; них̣сан̇гах̣ — свободный от мирского общения; йа̄сйасе — ты отправишься; парам — ко Всевышнему.

Перевод:

О Васудева, о самый удачливый из людей, просто примени в своей жизни те принципы преданного служения, о которых ты сегодня узнал, и так, освободившись от мирского общения, ты достигнешь Всевышнего.

Комментарий:

Нарада Муни поведал отцу Кришны, Васудеве, историю просветления царя Ними. Теперь же Нарада утверждает, что, следуя принципам, которым учили Нава-Йогендры, сам Васудева достигнет высшего совершенства жизни. На самом деле Васудева уже был личным спутником Верховного Господа, но в силу своего смирения — качества, свойственного великому преданному, — он горит желанием сделать свою любовь к Кришне по-настоящему глубокой. Это показывает, насколько возвышенны родители Верховной Личности Бога.
Обыватели полагают, что Верховному Господу всегда нужно поклоняться как Отцу всех живых существ, который обеспечивает их всем необходимым. Но подобное отношение не является совершенством любви к Богу, ибо в юные годы сын не способен как следует служить своим родителям. Если ребенок еще совсем мал, то не он заботится о родителях, а родители постоянно служат ему. Поэтому, когда преданные берут на себя роль отца или матери Кришны и с восторгом называют Его своим сыном, они тем самым расширяют сферу своего служения Богу. Васудеве чрезвычайно повезло, ибо сам Нарада Муни рассказал ему о возвышенных наставлениях, которые задолго до этого Нава-Йогендры дали святому царю Ними.