Текст 16

बोधितस्यापि देव्या मे सूक्तवाक्येन दुर्मते: ।
मनोगतो महामोहो नापयात्यजितात्मन: ॥ १६ ॥
бодхитасйа̄пи девйа̄ ме
сӯкта-ва̄кйена дурматех̣
мано-гато маха̄-мохо
на̄пайа̄тй аджита̄тманах̣
бодхитасйа — который был осведомлен; апи — даже; девйа̄ — богиней Урваши; ме — меня; су — учтивыми; ва̄кйена — словами; дурматех̣ — чей разум был притуплен; манах̣ — в уме; маха̄ — великое замешательство; на — не исчезло; аджита — того, кто не сумел совладать со своими чувствами.

Перевод:

Я позволил своему разуму притупиться и не мог совладать со своими чувствами, поэтому даже тогда, когда сама Урваши учтиво дала мне мудрый совет, ум мой так и не прояснился.

Комментарий:

В Девятой песни «Шримад-Бхагаватам» богиня Урваши прямо говорит Пурураве, что ему не следует доверять женщинам и слушать их обещания. Несмотря на этот искренний совет, он позволил привязанности овладеть собой, и в результате ему пришлось претерпеть невыносимые душевные муки.
Следующие материалы:

Текст 17

किमेतया नोऽपकृतं रज्ज्वा वा सर्पचेतस: ।
द्रष्टु: स्वरूपाविदुषो योऽहं यदजितेन्द्रिय: ॥ १७ ॥
ким этайа̄ но ’пакр̣там̇
раджджва̄ ва̄ сарпа-четасах̣
драшт̣ух̣ сварӯпа̄видушо
йо ’хам̇ йад аджитендрийах̣
ким — какое; этайа̄ — ею; нах̣ — нам; апакр̣там — было нанесено оскорбление; раджджва̄ — веревкой; ва̄ — или; сарпа — кто думает, что это змея; драшт̣ух̣ — тот, кто видит подобным образом; сварӯпа — истинную сущность; авидушах̣ — кто не понимает; йах̣ — кто; ахам — я; йат — из за; аджита — неспособности совладать со своими чувствами.

Перевод:

Как я могу винить ее в своих бедах, когда сам ничего не знаю о своей истинной духовной природе? Я не владею своими чувствами и потому подобен человеку, по ошибке принявшему безобидную веревку за змею.

Комментарий:

Когда человек по ошибке принимает веревку за змею, его сердце наполняется страхом и тревогой. Эти страх и тревога, разумеется, не имеют реального основания, ибо веревка не может укусить. Аналогичным образом тот, кто по ошибке думает, будто материальная иллюзорная энергия Господа существует для нашего наслаждения, несомненно призывает на свою голову целую лавину материальных, иллюзорных страхов и тревог. Царь Пурурава честно признаёт здесь, что юную Урваши не в чем винить. В конце концов, ведь это Пурурава мнил ее объектом своего наслаждения, и по законам природы ему пришлось страдать от последствий этого. Нарушителем закона в данном случае был сам Пурурава, ибо он пытался использовать тело Урваши для собственного наслаждения.

Текст 18

क्व‍ायं मलीमस: कायो दौर्गन्ध्याद्यात्मकोऽशुचि: ।
क्व‍ गुणा: सौमनस्याद्या ह्यध्यासोऽविद्यया कृत: ॥ १८ ॥
ква̄йам̇ малӣмасах̣ ка̄йо
даургандхйа̄дй-а̄тмако ’ш́учих̣
ква гун̣а̄х̣ сауманасйа̄дйа̄
хй адхйа̄со ’видйайа̄ кр̣тах̣
ква — где; айам — это; малӣмасах̣ — мерзкое; ка̄йах̣ — материальное тело; даургандхйа — из дурного запаха; а̄ди — и так далее; а̄тмаках̣ — состоящее; аш́учих̣ — нечистое; ква — где; гун̣а̄х̣ — так называемые достоинства; сауманасйа — аромат и нежность цветов; а̄дйа̄х̣ — и так далее; хи — несомненно; адхйа̄сах̣ — маска; авидйайа̄ — невежеством; кр̣тах̣ — созданная.

Перевод:

А что есть по сути это нечистое тело — такое мерзкое и источающее дурные запахи? Меня пленили нежное благоухание и красота женского тела, но что представляют собой эти так называемые достоинства? Все это лишь маска, созданная иллюзией.

Комментарий:

Теперь Пурурава понял, что, хотя его безумно влекло к источающему аромат стройному телу Урваши, по сути это тело есть не что иное, как мешок, покрытый волосами и наполненный испражнениями, газом, желчью, слизью и прочими отвратительными субстанциями. Иными словами, теперь царь начал рассуждать здраво.