Текст 28
Оригинал:
एवमन्वीक्षमाणस्य कथं वैकल्पिको भ्रमः । मनसो हृदि तिष्ठेत व्योम्नीवार्कोदये तमः ॥ २८ ॥
Транскрипция:
эвам анвӣкшама̄н̣асйа
катхам̇ ваикалпико бхрамах̣
манасо хр̣ди тишт̣хета
вйомнӣва̄ркодайе тамах̣
Синонимы:
эвам — таким образом; анвӣкшама̄н̣асйа — того, кто тщательно изучает; катхам — как; ваикалпиках̣ — в основе которой лежит двойственность; бхрамах̣ — иллюзия; манасах̣ — его ума; хр̣ди — в сердце; тишт̣хета — может оставаться; вйомни — в небе; ива — как; арка — солнца; удайе — с восходом; тамах̣ — тьма.
Перевод:
Подобно тому как восходящее солнце рассеивает темноту в небе, это научное знание об уничтожении вселенной устраняет из ума прилежного ученика всю иллюзорную двойственность. Даже если иллюзия и проникнет в его сердце, остаться там она не сможет.
Комментарий:
Подобно тому как сияющее солнце рассеивает тьму в небе, ясное понимание науки, которую Господь Кришна поведал Уддхаве, рассеивает невежество, порожденное материальным умом. Обретя это знание, человек уже не станет принимать свое материальное тело за самого себя. Даже если подобная иллюзия на время проникнет в его сердце, духовное знание обязательно возродится и прогонит ее.
Следующие материалы:
Текст 29
Оригинал:
एष साङ्ख्यविधिः प्रोक्तः संशयग्रन्थिभेदनः ।
प्रतिलोमानुलोमाभ्यां परावरदृशा मया ॥ २९ ॥
Транскрипция:
эша са̄н̇кхйа-видхих̣ проктах̣
сам̇ш́айа-грантхи-бхеданах̣
пратилома̄нулома̄бхйа̄м̇
пара̄вара-др̣ш́а̄ майа̄
Синонимы:
эшах̣ — этот; са̄н̇кхйа — метод санкхьи (аналитической философии); проктах̣ — поведанный; сам̇ш́айа — сомнений; грантхи — узел; бхеданах̣ — который разрубает; пратилома — как в прямом, так и в обратном порядке; пара — положение духовного мира; авара — и низшее положение материального мира; др̣ш́а̄ — тем, кто в совершенстве видит; майа̄ — Мной.
Перевод:
Итак, Я, обладающий совершенным знанием о материальном и духовном, поведал тебе эту науку санкхьи, которая рассеивает сомнения и прогоняет иллюзию посредством научного анализа процессов творения и разрушения мира.
Комментарий:
Господь Шри Кришна объяснил, что материальный ум принимает и отвергает множество различных представлений о жизни, создавая бесчисленные ложные теории о том, как достичь совершенства. Однако тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп Верховной Личности Бога, оком чистого разума видит все в истинном свете. Поняв, как Верховный Господь творит и уничтожает мир, человек может освободиться от материального рабства и полностью посвятить себя вечному служению Верховному Господу.
Так заканчивается комментарий смиренных слуг А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцать четвертой главе Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Философия санкхьи».