Текст 21

विराण्मयासाद्यमानो लोककल्पविकल्पकः ।
पञ्चत्वाय विशेषाय कल्पते भुवनैः सह ॥ २१ ॥
вира̄н̣ майа̄са̄дйама̄но
лока-калпа-викалпаках̣
пан̃чатва̄йа виш́еша̄йа
калпате бхуванаих̣ саха
вира̄т̣ — вселенская форма; майа̄ — Мной; а̄са̄дйама̄нах̣ — пронизанная; лока — планет; калпа — повторяющегося сотворения, поддержания и уничтожения; викалпаках̣ — являющая многообразие; пан̃чатва̄йа — начальное проявление материального творения из пяти элементов; виш́еша̄йа — в разнообразии; калпате — способная проявить; бхуванаих̣ — разными планетами; саха — обладающая.

Перевод:

Я — основа вселенской формы, которая демонстрирует бесконечное разнообразие посредством повторяющихся циклов творения, поддержания и разрушения планетных систем. Изначально содержащая в себе все планеты в их непроявленном состоянии, Моя вселенская форма разворачивает все многообразие материальных творений, по-разному сочетая пять элементов.

Комментарий:

Как пишет Шрила Шридхара Свами, слово майа̄ в этом стихе указывает на Господа в Его форме вечного времени.
Следующие материалы:

Текст 22-27

अन्ने प्रलीयते मर्त्यमन्नं धानासु लीयते । धाना भूमौ प्रलीयन्ते भूमिर्गन्धे प्रलीयते ॥ २२ ॥
अप्सु प्रलीयते गन्ध आपश्च स्वगुणे रसे । लीयते ज्योतिषि रसो ज्योती रूपे प्रलीयते ॥ २३ ॥
रूपं वायौ स च स्पर्शे लीयते सोऽपि चाम्बरे । अम्बरं शब्दतन्मात्र इन्द्रियाणि स्वयोनिषु ॥ २४ ॥
योनिर्वैकारिके सौम्य लीयते मनसीश्व‍रे । शब्दो भूतादिमप्येति भूतादिर्महति प्रभुः ॥ २५ ॥
स लीयते महान् स्वेषु गुणेषु गुणवत्तमः । तेऽव्यक्ते सम्प्रलीयन्ते तत् काले लीयतेऽव्यये ॥ २६ ॥
कालो मायामये जीवे जीव आत्मनि मय्यजे । आत्मा केवल आत्मस्थो विकल्पापायलक्षणः ॥ २७ ॥
анне пралӣйате мартйам
аннам̇ дха̄на̄су лӣйате
дха̄на̄ бхӯмау пралӣйанте
бхӯмир гандхе пралӣйате

апсу пралӣйате гандха
а̄паш́ ча сва-гун̣е расе
лӣйате джйотиши расо
джйотӣ рӯпе пралӣйате

рӯпам̇ ва̄йау са ча спарш́е
лӣйате со ’пи ча̄мбаре
амбарам̇ ш́абда-тан-ма̄тра
индрийа̄н̣и сва-йонишу

йонир ваика̄рике саумйа
лӣйате манасӣш́варе
ш́абдо бхӯта̄дим апйети
бхӯта̄дир махати прабхух̣

са лӣйате маха̄н свешу
гун̣есу гун̣а-ваттамах̣
те ’вйакте сампралӣйанте
тат ка̄ле лӣйате ’вйайе

ка̄ло ма̄йа̄-майе джӣве
джӣва а̄тмани майй адже
а̄тма̄ кевала а̄тма-стхо
викалпа̄па̄йа-лакшан̣ах̣
анне — с пищей; пралӣйате — сливается; мартйам — смертное тело; аннам — пища; дха̄на̄су — с зерном; лӣйате — сливается; дха̄на̄х̣ — зерно; бхӯмау — с землей; пралӣйанте — сливается; бхӯмих̣ — земля; гандхе — с ароматом; пралӣйате — сливается; апсу — с водой; пралӣйате — сливается; гандхах̣ — аромат; а̄пах̣ — вода; ча — и; сва — со своим качеством; расе — вкусом; лӣйате — сливается; джйотиши — с огнем; расах̣ — вкус; джйотих̣ — огонь; рӯпе — с формой; пралӣйате — сливается; рӯпам — форма; ва̄йау — с воздухом; сах̣ — он; ча — и; спарш́е — с тактильным ощущением; лӣйате — сливается; сах̣ — оно; апи — также; ча — и; амбаре — с эфиром; амбарам — эфир; ш́абда — со звуком; тат — соответствующим ему тонким ощущением; индрийа̄н̣и — чувства; сва — с их источником, полубогами; йоних̣ — полубоги; ваика̄рике — с ложным эго в гуне благости; саумйа — Мой дорогой Уддхава; лӣйате — сливаются; манаси — с умом; ӣш́варе — который повелевает; ш́абдах̣ — звук; бхӯта — в изначальном ложном эго; апйети — растворяется; бхӯта — ложное эго; махати — в совокупной материальной природе; прабхух̣ — могучее; сах̣ — она; лӣйате — сливается; маха̄н — совокупная материальная природа; свешу — своими; гун̣ешу — с тремя гунами; гун̣а — будучи высшей обителью этих гун; те — они; авйакте — в непроявленной форме природы; сампралӣйанте — полностью растворяются; тат — эта; ка̄ле — во времени; лӣйате — растворяется; авйайе — в непогрешимом; ка̄лах̣ — время; ма̄йа̄ — который исполнен трансцендентного знания; джӣве — в Верховном Господе, который побуждает к действию всех живых существ; джӣвах̣ — этот Господь; а̄тмани — в Высшую Душу; майи — в Меня; адже — нерожденного; а̄тма̄ — изначальный Дух; кевалах̣ — единственный; а̄тма — пребывающий в Себе Самом; викалпа — творением; апа̄йа — и уничтожением; лакшан̣ах̣ — характеризующийся.

Перевод:

Во время уничтожения материального мира смертное тело живого существа сливается с пищей. Пища сливается с зерном, а зерно возвращается в землю. Земля растворяется в своем тонком свойстве, запахе. Запах растворяется в воде, а вода — в своем собственном качестве, вкусе. Вкус растворяется в огне, а огонь — в форме. Форма растворяется в касании, касание — в эфире, а эфир — в ощущении звука. О благородный Уддхава, все чувства растворяются в своих причинах, то есть в управляющих ими полубогах, а те растворяются в повелевающем ими уме, который, в свою очередь, сливается с ложным эго в гуне благости. Звук соединяется с ложным эго в гуне невежества, а его, всемогущее ложное эго, первый из всех физических элементов, поглощает совокупная природа. Совокупная материальная природа, изначальное вместилище трех основных гун, растворяется в гунах. Затем эти гуны погружаются в непроявленную форму природы, а та поглощается временем. Время растворяется в Верховном Господе, пребывающем в облике всеведущего Маха-Пуруши, изначальной движущей силы всех живых существ. Этот Пуруша, источник всей жизни, растворяется во Мне, нерожденной Высшей Душе, пребывающей в Своем «Я» — единственном, что остается. Именно эта Высшая Душа является причиной сотворения и уничтожения всего сущего.

Комментарий:

Разрушение материального мира — это как бы обращенный вспять процесс творения. В конце концов все погружается в Верховного Господа, который остается полон, пребывая в Своем абсолютном положении.

Текст 28

एवमन्वीक्षमाणस्य कथं वैकल्पिको भ्रमः । मनसो हृदि तिष्ठेत व्योम्नीवार्कोदये तमः ॥ २८ ॥
эвам анвӣкшама̄н̣асйа
катхам̇ ваикалпико бхрамах̣
манасо хр̣ди тишт̣хета
вйомнӣва̄ркодайе тамах̣
эвам — таким образом; анвӣкшама̄н̣асйа — того, кто тщательно изучает; катхам — как; ваикалпиках̣ — в основе которой лежит двойственность; бхрамах̣ — иллюзия; манасах̣ — его ума; хр̣ди — в сердце; тишт̣хета — может оставаться; вйомни — в небе; ива — как; арка — солнца; удайе — с восходом; тамах̣ — тьма.

Перевод:

Подобно тому как восходящее солнце рассеивает темноту в небе, это научное знание об уничтожении вселенной устраняет из ума прилежного ученика всю иллюзорную двойственность. Даже если иллюзия и проникнет в его сердце, остаться там она не сможет.

Комментарий:

Подобно тому как сияющее солнце рассеивает тьму в небе, ясное понимание науки, которую Господь Кришна поведал Уддхаве, рассеивает невежество, порожденное материальным умом. Обретя это знание, человек уже не станет принимать свое материальное тело за самого себя. Даже если подобная иллюзия на время проникнет в его сердце, духовное знание обязательно возродится и прогонит ее.