Текст 45
Оригинал:
सोऽयं दीपोऽर्चिषां यद्वत्स्रोतसां तदिदं जलम् ।
सोऽयं पुमानिति नृणां मृषा गीर्धीर्मृषायुषाम् ॥ ४५ ॥
सोऽयं पुमानिति नृणां मृषा गीर्धीर्मृषायुषाम् ॥ ४५ ॥
Транскрипция:
со ’йам̇ дӣпо ’рчиша̄м̇ йадват
сротаса̄м̇ тад идам̇ джалам
со ’йам̇ пума̄н ити нр̣н̣а̄м̇
мр̣ша̄ гӣр дхӣр мр̣ша̄йуша̄м
сротаса̄м̇ тад идам̇ джалам
со ’йам̇ пума̄н ити нр̣н̣а̄м̇
мр̣ша̄ гӣр дхӣр мр̣ша̄йуша̄м
Синонимы:
сах̣ — это; айам — тот же самый; дӣпах̣ — свет; арчиша̄м — сияния лампы; йадват — в точности как; сротаса̄м — течений реки; тат — это; идам — та же; джалам — вода; сах̣ — это; айам — тот же; пума̄н — человек; ити — так; нр̣н̣а̄м — людей; мр̣ша̄ — ошибочное; гӣх̣ — утверждение; дхӣх̣ — мысль; мр̣ша̄ — тех, кто попусту тратит свою жизнь.
Перевод:
Хотя свет лампы состоит из бесчисленных лучей, которые постоянно создаются, изменяются и исчезают, человек, чей разум затемнен иллюзией, бросает взгляд на этот свет и заявляет: «Вот свет лампы». Стоя на одном месте и разглядывая быструю реку, в которой все новые и новые струи воды сменяют друг друга, недалекий человек тем не менее говорит: «Вот речная вода». Точно так же, хотя материальное тело человека постоянно претерпевает изменения, люди, которые тратят впустую свою жизнь, по ошибке считают и объявляют каждую из ступеней развития тела подлинной индивидуальностью данного человека.
Комментарий:
Мы говорим: «Вот свет лампы», однако на самом деле от лампы исходит множество лучей, которые каждый миг создаются, изменяются и исчезают; мы говорим о речной воде, хотя на самом деле, когда мы смотрим на реку, перед нами каждый миг проносятся все новые и новые молекулы воды. Точно так же, встречая маленького ребенка, мы принимаем эту очередную ступень развития тела человека за его подлинную индивидуальность и считаем его ребенком. А видя старое тело, мы называем его обладателя «стариком». В действительности же материальное тело человека, как и речные волны или свет лампы, представляет собой лишь трансформацию трех гун материальной природы, энергии Верховного Господа. Истинная индивидуальность — это вечная душа, неотъемлемая частица Господа Кришны, но, как подтверждает Господь Кришна в этом стихе, обусловленной душе не под силу заметить или постичь неуловимое течение времени. Материальное сознание слишком грубо, чтобы уловить едва заметные сегменты материального проявления, приводимого в движение Самим Господом, действующим как время. Слово мр̣ша̄йуша̄м указывает в этом стихе на тех, кто впустую тратит время, находясь в невежестве и не понимая смысла наставлений Господа. Такие люди наивно считают каждую из ступеней развития тела истинной сущностью души, находящейся в теле. Душа не подвержена материальным изменениям, а потому, развивая в себе сознание Кришны и в этом исполненном вечного разнообразия и блаженства состоянии с любовью служа Верховному Господу, душа избавляется от страданий и невежества.
Следующие материалы: