Текст 43

नित्यदा ह्यङ्ग भूतानि भवन्ति न भवन्ति च ।
कालेनालक्ष्यवेगेन सूक्ष्मत्वात्तन्न द‍ृश्यते ॥ ४३ ॥
нитйада̄ хй ан̇га бхӯта̄ни
бхаванти на бхаванти ча
ка̄лена̄лакшйа-вегена
сӯкшматва̄т тан на др̣ш́йате
нитйада̄ — постоянно; хи — несомненно; ан̇га — Мой дорогой Уддхава; бхӯта̄ни — сотворенные тела; бхаванти — появляются; на — исчезают; ча — и; ка̄лена — временем; алакшйа — незаметна; вегена — чья скорость; сӯкшматва̄т — будучи весьма трудноуловимым; тат — это; на — невидимо.

Перевод:

Мой дорогой Уддхава, под влиянием времени, чей ход незаметен, материальные тела постоянно создаются и уничтожаются. Однако, поскольку время по природе своей трудноуловимо, никто не видит этого.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 44

यथार्चिषां स्रोतसां च फलानां वा वनस्पते: ।
तथैव सर्वभूतानां वयोऽवस्थादय: कृता: ॥ ४४ ॥
йатха̄рчиша̄м̇ сротаса̄м̇ ча
пхала̄на̄м̇ ва̄ ванаспатех̣
татхаива сарва-бхӯта̄на̄м̇
вайо-’вастха̄дайах̣ кр̣та̄х̣
йатха̄ — как; арчиша̄м — пламени свечи; сротаса̄м — речных потоков; ча — и; пхала̄на̄м — плодов; ва̄ — или; ванаспатех̣ — дерева; татха̄ — так; эва — несомненно; сарва — всех материальных тел; вайах̣ — разных возрастов; авастха̄ — положения; а̄дайах̣ — и прочее; кр̣та̄х̣ — создаются.

Перевод:

Разные ступени изменений всех материальных тел похожи на горение свечи, течение реки или созревание плодов на дереве.

Комментарий:

Колеблющееся пламя свечи то светит ярко, то вновь слабеет, а под конец и вовсе угасает. Волны реки вздымаются и опускаются, создавая бесчисленные формы и узоры на воде. Плоды на дереве появляются, растут, созревают, становятся сладкими, а затем, если их не собрать, загнивают и гибнут. Так же можно легко понять, что тело претерпевает постоянные изменения и что оно неизбежно подвержено старости, болезням и смерти. В разные периоды жизни тело демонстрирует разные степени половой потенции, физической силы, желаний, мудрости и т. п. В старости тело слабеет, однако знание, несмотря на эти изменения, может с возрастом становиться все глубже и глубже.
Материальное рождение и смерть протекают в царстве времени, поделенного на отрезки. Рождение (или возникновение, или изготовление) того или иного материального объекта мгновенно связывает этот объект с сегментированным ходом тонкого по природе времени в материальном мире. Таким образом, смерть любого объекта неизбежна. Неодолимое время движется столь незаметно, что ощутить его ход могут только самые разумные люди. Как постепенно угасает пламя свечи, как речные потоки утекают вдаль или как день за днем созревают фрукты на дереве, так и материальное тело каждую секунду приближается к своей неизбежной смерти. Учитывая все это, человек не должен путать временное тело с вечной и неизменной душой.

Текст 45

सोऽयं दीपोऽर्चिषां यद्वत्स्रोतसां तदिदं जलम् ।
सोऽयं पुमानिति नृणां मृषा गीर्धीर्मृषायुषाम् ॥ ४५ ॥
со ’йам̇ дӣпо ’рчиша̄м̇ йадват
сротаса̄м̇ тад идам̇ джалам
со ’йам̇ пума̄н ити нр̣н̣а̄м̇
мр̣ша̄ гӣр дхӣр мр̣ша̄йуша̄м
сах̣ — это; айам — тот же самый; дӣпах̣ — свет; арчиша̄м — сияния лампы; йадват — в точности как; сротаса̄м — течений реки; тат — это; идам — та же; джалам — вода; сах̣ — это; айам — тот же; пума̄н — человек; ити — так; нр̣н̣а̄м — людей; мр̣ша̄ — ошибочное; гӣх̣ — утверждение; дхӣх̣ — мысль; мр̣ша̄ — тех, кто попусту тратит свою жизнь.

Перевод:

Хотя свет лампы состоит из бесчисленных лучей, которые постоянно создаются, изменяются и исчезают, человек, чей разум затемнен иллюзией, бросает взгляд на этот свет и заявляет: «Вот свет лампы». Стоя на одном месте и разглядывая быструю реку, в которой все новые и новые струи воды сменяют друг друга, недалекий человек тем не менее говорит: «Вот речная вода». Точно так же, хотя материальное тело человека постоянно претерпевает изменения, люди, которые тратят впустую свою жизнь, по ошибке считают и объявляют каждую из ступеней развития тела подлинной индивидуальностью данного человека.

Комментарий:

Мы говорим: «Вот свет лампы», однако на самом деле от лампы исходит множество лучей, которые каждый миг создаются, изменяются и исчезают; мы говорим о речной воде, хотя на самом деле, когда мы смотрим на реку, перед нами каждый миг проносятся все новые и новые молекулы воды. Точно так же, встречая маленького ребенка, мы принимаем эту очередную ступень развития тела человека за его подлинную индивидуальность и считаем его ребенком. А видя старое тело, мы называем его обладателя «стариком». В действительности же материальное тело человека, как и речные волны или свет лампы, представляет собой лишь трансформацию трех гун материальной природы, энергии Верховного Господа. Истинная индивидуальность — это вечная душа, неотъемлемая частица Господа Кришны, но, как подтверждает Господь Кришна в этом стихе, обусловленной душе не под силу заметить или постичь неуловимое течение времени. Материальное сознание слишком грубо, чтобы уловить едва заметные сегменты материального проявления, приводимого в движение Самим Господом, действующим как время. Слово мр̣ша̄йуша̄м указывает в этом стихе на тех, кто впустую тратит время, находясь в невежестве и не понимая смысла наставлений Господа. Такие люди наивно считают каждую из ступеней развития тела истинной сущностью души, находящейся в теле. Душа не подвержена материальным изменениям, а потому, развивая в себе сознание Кришны и в этом исполненном вечного разнообразия и блаженства состоянии с любовью служа Верховному Господу, душа избавляется от страданий и невежества.