Текст 32
Оригинал:
एवं त्वगादि श्रवणादि चक्षु- ।
र्जिह्वादि नासादि च चित्तयुक्तम् ॥ ३२ ॥
Транскрипция:
эвам̇ тваг-а̄ди ш́раван̣а̄ди чакшур
джихва̄ди на̄са̄ди ча читта-йуктам
Синонимы:
эвам — точно так же; твак — кожа, тактильное ощущение и бог ветра, Ваю; ш́раван̣а — уши, звук и боги сторон света; чакшух̣ — глаза (описанные в предыдущем стихе); джихва̄ — язык, вкус и бог воды, Варуна; на̄са — нос, запах и Ашвини Кумары; ча — также; читта — вместе с сознанием (имеется в виду не только обусловленное сознание вместе с объектом этого сознания и главенствующим Божеством сознания, Ва̄судевой, но также и ум с объектом размышлений и повелителем Луны, Чандрой, разум с объектом приложения разума и Господом Брахмой и ложное эго с объектом его самоотождествления и Господом Рудрой).
Перевод:
Аналогичным образом органы чувств (кожа, уши, глаза, язык и нос), а также функции тонкого тела (обусловленное сознание, ум, разум и ложное эго) можно проанализировать, разложив их на три составляющих: само чувство, его объект и управляющее этим чувством божество.
Комментарий:
Индивидуальная душа не имеет постоянной связи с взаимозависимыми материальными функциями органов чувств, объектов чувств и управляющими ими божествами. Изначально живое существо — чистая душа, по природе своей зависимая от Личности Бога в духовном мире. Анализировать материю и дух в одних и тех же категориях бессмысленно, поскольку они принадлежат к разным энергиям Верховного Господа. Таким образом, акт духовного восприятия Верховного Господа, Его обители и собственного «я» никоим образом не подчиняется законам материи, и получить этот опыт способен только тот, кто обрел чистое сознание Кришны.
Следующие материалы:
Текст 33
Оригинал:
योऽसौ गुणक्षोभकृतो विकार:
प्रधानमूलान्महत: प्रसूत: ।
अहं त्रिवृन्मोहविकल्पहेतु-
र्वैकारिकस्तामस ऐन्द्रियश्च ॥ ३३ ॥
Транскрипция:
йо ’сау гун̣а-кшобха-кр̣то вика̄рах̣
прадха̄на-мӯла̄н махатах̣ прасӯтах̣
ахам̇ три-вр̣н моха-викалпа-хетур
ваика̄рикас та̄маса аиндрийаш́ ча
Синонимы:
йах̣ — это; гун̣а — гун природы; кшобха — возбужденным состоянием; кр̣тах̣ — вызванное; вика̄рах̣ — изменение; прадха̄на — которая появляется из прадханы, непроявленной формы всей материальной природы; махатах̣ — из махат таттвы; прасӯтах̣ — появившееся; ахам — ложное эго; три — в трех аспектах; моха — заблуждения; викалпа — и материального разнообразия; хетух̣ — причина; ваика̄риках̣ — в гуне благости; та̄масах̣ — в гуне невежества; аиндрийах̣ — в гуне страсти; ча — и.
Перевод:
Когда три гуны природы приходят в возбуждение, в результате их трансформации появляется ложное эго в трех аспектах — в благости, страсти и невежестве. Это ложное эго, появившееся из махат-таттвы, которая, в свою очередь, возникла из непроявленной прадханы, становится причиной материальной иллюзии и двойственности.
Комментарий:
Отказавшись от ложного эго, или самоотождествления с тремя гунами материальной природы, человек может обрести сознание Кришны, чистое, изначальное состояние бытия. Слово моха-викалпа-хетух̣ означает, что из-за ложного эго человек считает себя тем, кто наслаждается природой, и вследствие этого развивает в себе ложное ощущение материальной двойственности, проводя различия между материальным счастьем и страданием. От ложного эго можно избавиться, осознав себя вечным слугой Господа и действуя в полном сознании Кришны.
Текст 34
Оригинал:
आत्मा परिज्ञानमयो विवादो
ह्यस्तीति नास्तीति भिदार्थनिष्ठ: ।
व्यर्थोऽपि नैवोपरमेत पुंसां
मत्त: परावृत्तधियां स्वलोकात् ॥ ३४ ॥
Транскрипция:
а̄тма̄париджн̃а̄на-майо вива̄до
хй астӣти на̄стӣти бхида̄ртха-ништ̣хах̣
вйартхо ’пи наивопарамета пум̇са̄м̇
маттах̣ пара̄вр̣тта-дхийа̄м̇ сва-лока̄т
Синонимы:
а̄тма — о Высшей Душе; апариджн̃а̄на — основанные на недостатке знания; вива̄дах̣ — философские споры; хи — несомненно; асти — (этот мир) реальный; ити — говоря так; на — он не реальный; ити — говоря так; бхида̄ — материальные различия; артха — делающие центром обсуждения; вйартхах̣ — бесполезные; апи — хотя; на — не; эва — несомненно; упарамета — прекращаются; пум̇са̄м — для людей; маттах̣ — от Меня; пара̄вр̣тта — которые отвратили; дхийа̄м — свои взоры; сва — который неотличен от них.
Перевод:
Умозрительные аргументы философов — «Этот мир реален» или «Нет, он иллюзорен» — основаны на неполном знании о Высшей Душе и направлены лишь на постижение материальной двойственности. Хотя споры эти бесполезны, люди, которые перестали обращать внимание на Меня, их истинную Душу, не могут удержаться от них.
Комментарий:
Если человек сомневается в существовании Верховной Личности Бога, у него неизбежно возникнут сомнения в реальности творения Господа. Таким образом, если человек не постиг Господа Кришну, все его споры о том, реален или иллюзорен этот мир, бессмысленны. Материальный мир реален, в частности, потому, что исходит из высшей реальности, Господа Кришны. Не постигнув эту высшую реальность, Господа Кришну, человек никогда не сможет точно ответить на вопрос, реально ли Его творение. Он всегда будет сомневаться, видит ли он что-либо на самом деле или же просто думает, что видит. Эти сомнения невозможно разрешить, не обретя прибежища у Верховного Господа, а потому рассуждать об этом бессмысленно. Преданные Господа не вступают в подобные споры, поскольку перед ними, действительно идущими по пути духовного просветления, с каждым днем все больше раскрывается прекрасный мир сознания Кришны, и это приносит им полное удовлетворение.